Приэльбрусье летом | Путешествия от Анютыча

Приэльбрусье. Чегет, Девичьи косы и Долина нарзанов

Начало — «Тбилиси: на автомобиле и пешком» и «Грузия. Крепости, пещеры, каньоны и водопады»

Мцхета — Владикавказ — Терскол. Дорога в облаках

10 день. С Мцхетой у нас отношения как-то не заладились. Когда проснулись — была уже жарища под 30 градусов, кругом раскаленные камни, мало зелени и кучи народу. Впервые понаблюдала вблизи за группой китайских туристов. А пародии-то на них верны, они действительно непрерывно фоткают ВСЁ ПОДРЯД. Китайцы шли мимо, им понравилось кресло-качалка у нашего отеля, они пофоткали его, пофоткались в нем, пофоткали отель, балкон, стены… и решили, что они хотят тут жить. Поэтому нам пришлось оперативно собираться и сваливать, поскольку щелкающие фотоаппаратами азиаты уже почти добрались до нашей комнаты.

Заправились на все оставшиеся лари — и на ВГД. Мимо пролетает Жинвальское водохранилище и крепость Ананури, по дороге сюда в темноте их совсем и не отразила.

Жинвальсое водохранилище, крепость АннануриВоенно-Грузинская дорогаСашка на заднем сиденье завел себе друга — стал выхаживать какое-то насекомое страшного вида. Придумал имя, сделал гнездо. Перевезли животное через границу и выпустили в России, до сих пор вспоминаем добрым словом, надеюсь, и оно нас тоже)))

Снова подъем в горы, снова похолодание. И снова Казбек не видать, ну ладно, что ж.

Границу прошли… нууу… минут на 15 подольше, чем по дороге сюда. Тогда перед нами была 1 машина, а сейчас аж целых 2. И вот — привет, Россия. Не поверите, но мы соскучились.

Приехали во Владикавказ, где я попыталась восстановить симку. Безуспешно. Оказывается, это можно сделать только в своем регионе, либо ждать результатов запроса в центральном офисе. Ладно, значит, и дальше поеду без телефона.

Погода наводила уныние — около 15 градусов, все серо и моросящий дождь. По плану далее у нас был Терскол и сверкающие снежные вершины. Глянула прогноз в Терсколе — ууу, мрак, на ближайшие 3 дня — холод и дожди. Что делать… И вот мы стоим такие на краю Владикавказа, точим кукурузу, и я задумчиво задаю в навигатор то Терскол, то Пятигорск, то Кисловодск, а то вообще Темрюк. Не знаем, короче, куда ехать. Тогда я предложила: «Сашка, а как ты смотришь на то, что мы приезжаем в Терскол, находим уютный бревенчатый домик в окружении гор, заселяемся туда и просто пару дней отдыхаем. Едим манты и чебуреки, валяемся с планшетами, слушаем стук капель по крыше… А если распогодится — сгоняем прогуляться. Ммм?» Сашка был горячо «за». Всё, решено, едем в Терскол.

Граница Осетии и Ставропольского края, большой пост, куча дяденек с автоматами. Тормозят. Ах, да, совсем забыла упомянуть… Винно-полицейская эпопея))) Утром, еще в Мцхете, я предусмотрительно рассовала все свои алкогольные запасы по закромам в машине, оставив в коробке только разрешенную к вывозу норму — в нашем случае это 4 бутылки (3 литра на совершеннолетнего человека). На границе багажник толком не досматривали, зато вот тут, на границе Осетии, полицейский наметанным взглядом уловил в багажнике знакомые очертания коробки и просиял лицом. «Агаа, вот оно!» — обрадовался было он, но, увидев, что там легальные 4 бутылки, поскучнел и пожелал доброго пути. Я похвалила себя за предусмотрительность, а в Терсколе, решив, что опасаться уже нечего, достала бутылки и засунула их обратно в коробку. Как выяснилось, это было зря, потому что на следующем посту полицейские тоже сильно заинтересовались злосчастной коробкой. Даже пытались убедить, что перевозка и потребление алкоголя без акцизов — зло, и может привести к отравлению. В общем, всяко заботились о моем здоровье. Я, конечно, им за это весьма благодарна, но столь повышенный интерес начинал напрягать, и я в конце концов выкинула эту коробку, рассовав бутылки в такие закрома, откуда дома потом 2 дня вытаскивала, ибо не помнила, куда засунула.

Доезжаем до Баксана и уходим влево, по указателям на Эльбрус. Дорога отличная (хотя с участками локальных ремонтов), местные ездят быстро. Плавный, но постоянный набор высоты. Двигатель теряет в мощности, немного, но все-таки, машина едет по-другому.

Облака. Сначала они висели над головой, потом мы стали уже упираться в них макушкой, а потом мы полностью в них погрузились. В боковых окнах пару раз замечали молнии. Сашка уснул, а я, как пилот, вела самолет по приборам в белой мгле)) К счастью, машин почти не было, ехала я неторопливо, в каком-то благоговении… ну, вот от всего этого. Навигатор исправно рисовал изгибы дороги, о всех ремонтах заблаговременно предупреждали знаки, река Баксан шумела то справа, то слева, столько раз мы ее пересекали.

Погружение в облака:

Дорога в Терскол Дорога в Терскол Дорога в Терскол Дорога в ТерсколИ вот, мы прибываем в Терскол. Высота — 2141 м по моему альтиметру в планшете. Ощущение — будто выпали в какой-то параллельный мир, где бродят ежики и лошадки. Не, на самом деле все вокруг было… ну, нереальным каким-то. Туман, тишина. Изредка проезжает машина-другая. Размытыми силуэтами пробегают спортсмены.

Наугад заворачиваем и безошибочно тормозим у крохотного вагончика с надписью «Манты, чебуреки и т.д.» Как мы его нашли — непонятно. Внутри пышет жар и 2 колоритные женщины месят и жарят. Нам делают манты, доооолго, мы сидим и наблюдаем, как стремительно темнеет за окном. Иногда в вагончик заскакивают бородатые альпинисты, берут шипящие чебуреки и исчезают. Чебуреки здесь огромные, с локоть взрослого человека. Манты были бесподобны, вкуснее даже и не припомню. Нам предлагают снять квартиру, всего за 1000 в сутки, но мы идем в темноту искать бревенчатый домик. Должны же мечты сбываться.

Немного спускаемся обратно по трассе, смотрим пару вариантов, все не то. И вот — гостиница «Сосновый бор». Не совсем бревенчатый домик, но название навевает что-то такое знакомое и успокаивающее* (*В Екатеринбурге есть известная клиника неврозов под таким же названием). Номера минимум 3000 руб. по прайсу, но сейчас все пустует, поэтому нам сдают за 1500 руб. Офигительный 2-комнатный номер с балконом, вокруг — сосны, за окном шумит речка Баксан. Сытые и довольные, реализуем наши наполеоновские планы и засыпаем, слушая стук капель по крыше.

Терскол

11 день. Всю ночь барабанил дождь. Утром все стихло и сквозь туман начали проглядывать очертания окружающих гор.

Утро в «Сосновом бору»:

Отдых летом в Терсколе Отдых летом в ТерсколеЯ отправилась в Терскол на разведку и на поиски завтрака.

Вот нравится мне бывать на горнолыжных курортах, притом летом, когда нет толп горнолыжников, когда все затихает, остаются только горы, ветер, облака и немногочисленные люди. В Терсколе свой мир, своя атмосфера, эдакий отрыв от большой земли. Крохотные магазинчики, в которых, тем не менее, есть всё, что только может понадобиться. Мечеть, дремлющие гостиницы, кафе. Люди, альпинисты, в них всех было что-то общее — некая благородная безуминка в глазах. И воздух. Не знаю, может, это из-за разреженности или что… но с этого воздуха меня просто пузырило энергией. Как мне там понравилось, не передать.

Терскол летом

Здесь продают самые вкусные в Терсколе хычины, манты и чебуреки. Хоть снова за ними едь.

Отдых летом в ТерсколеТерскол летом Терскол летом

Подъем на Чегет

Растормошила утреннего Сашку, позавтракали, оделись потеплей и отправились на поляну Чегет. Покупаем Сашке солнечные очки — и вперед, на подъемник. Стоимость 1050 руб. на двоих, это сразу на 2 очереди.
Поляна Чегет Поляна Чегет Подъем на Чегет Подъем на Чегет Летний отдых в Терсколе, подъем на Чегет Подъем на Чегет Летний отдых в Терсколе, подъем на Чегет

Подъемник на Чегет

Вторая очередь подъемника. Шутка)) Место для фоток.

Промежуточная станция, высота 2735 м. И наверх, на вторую очередь подъемника.

Летний отдых в Терсколе, подъем на Чегет Летний отдых в Терсколе, подъем на Чегет Летний отдых в Терсколе, подъем на Чегет Летний отдых в Терсколе, подъем на ЧегетНаверху небольшой пятачок, где обычно все фоткаются на фоне высочайшей вершины Европы. Мы тоже отметились, теоретически за нами виден Эльбрус, да-да))

Летний отдых в Терсколе, подъем на ЧегетЗнаменитый ледник Семерка. Верхняя часть скрыта облаком:

Летний отдых в Терсколе, подъем на Чегет, ледник СемеркаНаверху не очень уютно, поэтому спустились обратно на 2735 м. Облака стало растягивать, погода там вообще меняется за считанные минуты. Отправились траверсом по склону Чегета, так, чисто погулять, поиграть в снежки среди журчащих ручьев и полей рододендрона.

Летний отдых в Терсколе, подъем на Чегет Летний отдых в Терсколе, подъем на Чегет Летний отдых в Терсколе, подъем на Чегет Летний отдых в Терсколе, подъем на ЧегетПоглядываем на небо, на стремительно меняющиеся облака. Колдуем, помогая ветру. И вот… Даааа, вот он!!! Мы его увидели! Пусть даже и самую вершинку, но все равно — теперь мы видели Эльбрус 🙂

Летний отдых в Терсколе, Эльбрус в облаках, вид с Чегета Летний отдых в Терсколе, Эльбрус в облаках, вид с Чегета Летний отдых в Терсколе, Эльбрус в облаках, вид с ЧегетаЕще немного фоток с Чегета. Я бы там, наверное, еще бы пару часов гуляла, такой релакс. И дальше по склону бы прогулялась, там вроде озеро какое-то есть. Но у Сашки неподходящая для снега обувь, поэтому спускаемся домой. Предварительно поиграв в снежки, конечно.

Водопад Девичьи Косы

После обеда в наших рядах начался разброд. Погода стала совсем суперская, и я рвалась прогуляться до водопада Девичьи косы. А Сашка с Чегета увидел тропу к этому водопаду, тихо ужаснулся и сказал, что он не готов к таким подвигам и лучше потюленит в номере. Нравы у нас демократические, поэтому — не вопрос. Признаться честно, мне и самой маленько хотелось побыть в одиночестве в горах. К тому же, как потом выяснилось, путь туда был такой, что Сашка совершенно здраво отказался, он, скорее всего, сдулся бы где-нибудь на полпути.

Маршрут к водопаду Девичьи косы и к обсерватории, находящейся еще немного выше, — один из стандартных маршрутов для акклиматизации альпинистов, готовящихся к восхождению на Эльбрус. Простенький такой, насколько я читала. Ну, я и потопала.

Дорога к водопаду Девичьи косы, Терскол

Терскол. Начало дороги к водопаду Девичьи косы.

Сначала дорога идет серпантином через лес. Пыхтишь, лезешь, настрой еще бодрый. Терскол проглядывает внизу.

Терскол, дорога к водопаду Девичьи косы Терскол, дорога к водопаду Девичьи косы Терскол, дорога к водопаду Девичьи косы Терскол, дорога к водопаду Девичьи косыПотом лес кончается, и начинаются альпийские луга. Потом каменистые осыпи. И солнце шпарит прямо в лицо /нос облез на следующий же день/, жарища… Иногда останавливаюсь, даю пару минут, чтоб сердце вернулось в рабочий ритм, и дальше. Высота уже ого-го какая. В голове бьется мысль «и нахрена я сюда полезла?»))) Обгоняет какая-то спортивная команда, пожилой тренер, покрикивая, гонит здоровых парней наверх. К слову, не так уж и быстро они меня обгоняют, пришла к выводу, что у меня неплохой для матрасного туриста темп. В общем, на чистом упрямстве ползла и ползла дальше. Видишь впереди поворот, думаешь — вот, наверное, за ним уже водопад, добредаешь — ага, щаз же, там следующий виток дороги и поворот где-то вдали, и так раз за разом…

Терскол, дорога к водопаду Девичьи косы Терскол, дорога к водопаду Девичьи косы Терскол, дорога к водопаду Девичьи косы Терскол, дорога к водопаду Девичьи косы Терскол, дорога к водопаду Девичьи косыИ, наконец, когда из-за очередного поворота я увидела долгожданный водопад… Эмоции были неописуемы)))

Я сделала это. Высота — 3 343 м. Я поднялась от уровня Терскола ровно на километр по вертикали. Пешком. А-фи-геть.

Терскол, водопад Девичьи косыВообще-то, там можно зайти за завесу воды, в этом фишка этого водопада, даже тропинка небольшая есть. Но ведь вымокнешь же, и за фотик переживательно. Да и мелкого рядом нет, выпендриваться не перед кем, неинтересно))) В общем, не полезла в водопад, мирно покайфовала рядом.

Водопад Девичьи косы и окрестности. На втором фото есть фигура человека для масштаба:

Терскол, водопад Девичьи косы Терскол, водопад Девичьи косы Терскол, водопад Девичьи косы Терскол, водопад Девичьи косы Терскол, водопад Девичьи косы Терскол, водопад Девичьи косыКогда я еще только выходила из Терскола к водопаду, местная жительница, у которой я спрашивала дорогу, показала рукой на небо: «Вы только поторопитесь. Вон, видите, маленькое облачко на вершине? Скоро придет непогода, верная примета». Облачко на тот момент было еле заметным, так, туманная дымка. Я запомнила и, пока шла, время от времени косилась через плечо на «верную примету». Облачко становилось все больше и явственнее. Отчасти из-за него я не пошла выше, к обсерватории. Но еще, если честно, было уже просто отчаянно лень.

И тут «облачко» добралось до водопада. Это было… обалденное зрелище.

Как приходят облака:

Терскол, водопад Девичьи косы, облака в горах Терскол, водопад Девичьи косы, облака в горах Терскол, водопад Девичьи косы, облака в горах Терскол, водопад Девичьи косы, облака в горах Терскол, водопад Девичьи косы, облака в горах Терскол, водопад Девичьи косы, облака в горах Терскол, водопад Девичьи косы, облака в горах Терскол, водопад Девичьи косы, облака в горахНу, и, собственно, итог. Буквально полчаса назад я здесь фотографировала красивые виды.

Терскол, водопад Девичьи косы, облака в горах Терскол, водопад Девичьи косы, облака в горахИ я неспешно потопала вниз, сквозь туман. Побыть наедине сама с собой, отдохнуть от подъема, от солнца. Знать, что там впереди дом и Сашка. И столько всего хорошего и разного. И думать — а ведь мы чуть было не отказались от поездки сюда, вот бестолочи. Топала и топала себе. Как ежик) Даже не срезала дорогу, до того хорошо было идти. А потом вынырнула из облаков и впереди лежал Терскол.
Терскол, дорога к водопаду Девичьи косы, туман в горах Терскол, дорога к водопаду Девичьи косы, туман в горах Терскол, дорога к водопаду Девичьи косы, туман в горах Терскол, дорога к водопаду Девичьи косы, облака в горах

Терскол — Ессентуки — Кисловодск. Дорога в Джилы-Су и Долина нарзанов

12 день. С утра грузимся, заезжаем снова на поляну Чегет — налет на базар, затаривание сувенирами. И вперед, к Баксану и дальше. Сегодня был запланирован обход Эльбруса))

Не так давно, в 2015-ом, если не ошибаюсь, году от Кисловодска была построена новая дорога. И вела она к целебным источникам Джилы-Су, которые располагаются вблизи северной стороны Эльбруса, практически напротив Терскола, если по прямой. Кроме источников там есть несколько красивейших водопадов, смотровых площадок и вообще куча всяких вкусностей. И сама дорога успела прославиться своим непростым характером и открывающимися видами. В общем, как раз для нас. Очень я хотела там побывать.

Доезжаем снова до Пятигорска, но вскоре уходим на Ессентуки и Кисловодск. Участок танкодрома в районе поселка Индустрия (о нем я была предупреждена) и хорошая дорога вдаль. И пустая… Аж маленько не по себе становилось.

Дорога в Джилы-Су Дорога в Джилы-Су Дорога в Джилы-СуЧто касается непростого характера той дороги. Тоже об этом была предупреждена, но в реальности все оказалось для меня сложнее. Дело в долгих и довольно крутых спусках. Подъемы-то нормально, а вот спуски… Во всех отчетах предостерегали, что надо, по возможности, тормозить двигателем, чтоб поберечь колодки от перегрева. А вот это у меня плохо получалось — машина все равно разгонялась, только еще и под рев движка. Приходилось почти постоянно подтормаживать. Хоть останавливайся посередине спуска и стой, колодки охлаждай (один тигуан так и поступал, собственно). В общем, на этой дороге я ощутила нехватку опыта, наверное. И страшновато было, а вдруг с тормозами все-таки чего-нибудь случится. Дальше, ближе к Джилы-Су — там вообще какой-то мега-подъем и спуск обещался, а у меня уже после Кичи-Балыка горелым от колес несло. Ну да ничего, все равно доехали бы, но…

Но сначала мы прибыли в Долину нарзанов.

Дорога в Джилы-Су Долина нарзановЯ ожидала, что это какое-то топовое туристическое место, название-то громкое такое, известное. Ожидала кучу народа, кафешек, торговцев сувенирами, может, даже входных билетов. А вот ничего этого не было. Небольшая своротка по указателю на ухабистую дорогу, одна женщина продает мед на обочине. Пара машин, и то они позже подъехали.

Спускаемся на берег небольшой речки. Берег — не сказать, что красоты неописуемой, какой-то в ржавых пятнах… Нахожусь в некоторых непонятках, а в чем соль-то этого места. А потом начинаю понимать. Сначала мы увидели один источник, аккуратно выложенный камнями. Потом разглядели, что эти ржавые пятна на берегу — это еще источники, которых там множество. А потом, перейдя по мостику, увидели вообще поилку такую с несколькими кранами и текущей из них минералкой.

Людиии, какая там минералка… Я так-то по жизни не очень ее люблю и крайне редко пью, а Сашка и подавно. Но тут… она… не могу даже описать, с нее силы приходят, а жажда уходит, организм верещит в благодарностях и требует еще. Даже мелкий заценил. Мы всего одну маленькую бутылочку наполнили, как я потом об этом пожалела… Ладно, в следующий раз подготовлюсь поосновательней и запасусь заранее пустой тарой.

Долина нарзанов Долина нарзанов Долина нарзанов Долина нарзановПотом прогулялись собственно по базе отдыха. Заброшенная и полуразвалившаяся, она когда-то была элитным санаторием для партийных бонз, а сейчас разделила участь многих советских пионерлагерей. Своеобразное очарование есть в таких местах. Можно бродить, рассматривать сохранившиеся с тех времен люстры на высоченных потолках, заходить в номера (судя по их расположению и виду из окон — это были люксы для самых-самых). Пытаться угадать, что это были за статуи, до того, как у них все поотломали. Немного печальный музей, меланхолия и очарование.

Долина нарзанов Долина нарзанов Долина нарзанов Долина нарзанов Долина нарзанов Долина нарзановВыехав от Долины нарзанов и поднявшись на следующий хребет, мы увидели впереди печальную картину — там все было затянуто тучами и поливало. Дождь начинался уже в том месте, где мы остановились.

Дорога в Джилы-СуМеня разрывало в разные стороны. С одной стороны — блин, осталось километров 60, всего ничего, я же так туда хотела… А с другой стороны — опасные спуски под дождем. Да и на месте не погуляешь особо в такую погоду. Сашка, хоть и старательно делал вид, что готов на все, хотел к теплу и солнцу. Ну его нафиг, эти подвиги, решила я. Тем более с мокрыми тормозами. И мы повернули в обратную сторону.

Но я вернусь, эта дорога меня раззадорила)) Ну, и за минералкой, конечно.

По мере приближения к Кисловодску погода становилась все более и более приятной. «Ну, раз до Джилы-Су не добралась, то тогда тут по дороге все фоткать буду!» — угрожала я. Довольнехонький Сашка был на все согласен.

Луга, коровы… Ну, думаю, сейчас пасторальных кадров наделаю, а-ля реклама шоколада Милка. Выхожу из машины с фотиком, а на меня в упор смотрит он…

Дорога в Джилы-Су… и нехорошо так всхрапывает, хлещет хвостом и смотрит вот прям неотрывно и пристально. Я прикинула на себя роль тореадора, поняла, что это не мое, поэтому аккуратненько залезла обратно в машину и фоткала оттуда.

Дорога в Джилы-СуПоворот к астрономической станции по наблюдению за солнечной активностью и еще к одной обсерватории. Целое небольшое астрономическое поселение) Место выбрано, т.к. тут большую часть года — безоблачная погода. Ну, а мы умудрились в один из немногих пасмурных дней сюда попасть, нам везёт))

В обсерваториях движения не замечено, стоит кирпич и надпись, что посторонним сюда нельзя. Ну и ладно, тогда поехали дальше.

Дорога в Джилы-Су, обсерватория Дорога в Джилы-Су, обсерваторияПросто разные фото с дороги. Красивая все-таки она до чего, верно молва говорила. Пастух верхом перегоняет табун лошадей, рядом — пастуший пес. Какие на Кавказе псы… Это такое чувство собственного достоинства, повадка, мощь… Вот действительно, собаки, которые выполняют свое предназначение, а не городское недоразумение в жилетке.

Дорога в Джилы-Су Дорога в Джилы-Су Дорога в Джилы-Су Дорога в Джилы-Су Дорога в Джилы-Су Дорога в Джилы-Су Дорога в Джилы-Су Дорога в Джилы-Су Дорога в Джилы-СуИ вот впереди появляются уже такие родные «пупыри» Пятигорска.

Дорога в Джилы-Су Дорога в ПятигорскВ Кисловодске останавливаемся на обед неподалеку от знаменитой Колоннады.

Кисловодск, КолоннадаОбходим Пятигорск, Мин.Воды — и выходим на прекраснейшую трассу Р-217 — отличного качества 4-полоску. Ехала и размышляла вслух — ну почему где-то у нас могут делать нормальные дороги, а где-то нет? Ну, вот есть же Р-217, М4… Ведь могут же! Ворчу, что, мол, пойду голосовать за того, кто пообещает М5 сделать 4-полоской на всем ее протяжении. Сашка хмыкает: «Угу. Вот только и пообещает».

Доезжаем до Армавира, встаем на ночлег в каком-то мотеле, не помню название. Жарааа. Всё. Завтра Крым.

Продолжение — «Крым. Феодосия и Генеральские пляжи»