Маяк Святого Ильи, крепость Чембало, Белая скала | Путешествия от Анютыча

Маяк Святого Ильи, крепость Чембало, Белая скала и многое другое

Начало — «Часть 1. Домбай» и  «Адыгея. Хаджохская теснина, Азишская пещера и водопады Руфабго»

 

Геленджик — Феодосия. Коса Тузла и паромная переправа

11 день. Электронные билеты на паром в Крым были куплены у нас заранее, временной слот — с 15 до 19 часов. Поскольку раньше своего слота приезжать смысла абсолютно нет, а в запасе у нас оставалось часа 4, — мы решили заехать в Тамань, а если конкретнее — на косу Тузла.

Была у меня мечта — побывать на этой тонкой полоске, разделяющей 2 моря. Хотелось идти и по левую руку видеть Черное, а по правую — Азовское, посмотреть на их слияние, искупаться по очереди в том, и в том… Но не учла я в своих мечтах одного маааленького обстоятельства… Того, что на этой косе сейчас строится мост))) Подъезды перекрыты шлагбаумами, туда-сюда курсируют грузовики со строительными материалами, пылища, жара… В общем, доехали мы до КПП (где нас тактично развернули), поснимали издали предмет моих мечтаний и великую стройку и поехали в Тамань, искать, где бы поесть, животы уже сводило.

В Тамани проехались до этнографического парка «станица Атамань», т. к. ходили слухи, что там можно дюже вкусно покушать. Но времени уже оставалось немного, погулять нормально там уже не успели бы, а платить 500 руб. за вход, чтобы зайти, поесть и выйти — как-то не хотелось.

Вместо этого заскочили в Тамани в неожиданно стильное кафе (это фото как раз оттуда, не удержалась, чтоб работу художницы не запечатлеть) и на сытый желудок покатили к порту.

В полтретьего (слот, напомню, с 15 часов) мы прибыли к первому накопителю для регистрации. Я заранее все изучала, что, куда и как там происходит, но на деле все мои изучения ровным счетом ничего не дали.)) Я просто потерялась в этой куче машин, ехала, повинуясь указаниям взмыленных и яростных мужчин, и ваааще не понимала, почему эти едут туда, эти сюда, а эти всех объезжают. Потом, на обратном пути, у меня было больше времени для анализа ситуации, и я немножко стала разбираться в этом упорядоченном хаосе.

Процедура была такова. Сразу же обменяли наши электронные билеты на посадочные талоны и отправили в небольшую очередь к выходу из накопителя. Кто без электронных билетов — становились в ряды перед кассами. В очереди на выход мы простояли буквально минут 10, и нас выпустили по направлению к парому. Там, уже на подъезде к морвокзалу, на дороге, мы стояли час-полтора. Наконец, въехали на досмотр, посмотрели у нас багажник и одну сумку на ленте. Недолго постояли непосредственно перед паромом.

И вот, погрузка. Паром «Протопорос IV», вроде бы. Работникам на погрузке явно не хватало бичей в руках, уж очень они смахивали на каких-нибудь колумбийских надсмотрщиков на невольничьем рынке, распоряжающимися партиями рабов.))) Нас отправили в трюм, в котором был натурально ад по тесноте и температуре от машинного отделения.

Оставив машину, вылазим наверх, на воздух. Машины набиты в паром, как сельди в бочку, последние бабульки с авоськами исступленно бегут из вокзала, услышав чертыхания, пощелкивание бичей и крики «Pronto! Pronto!!!» наших темпераментных «колумбийцев».

Отплытие. Дельфины вдали. Стайка чаек четко занимает позицию за паромом, собирая рыбу в кильватерном следе. Приближается берег, и до меня доходит, что паром разворачиваться не будет и что выезжать из трюма задом (чего я, признаться, несколько опасалась) не придется, нас просто выпустят с другой стороны. Я просто гениальна в своей догадливости, знаю.)))

Спускаемся снова в машинный ад, впереди появляется свет, машины аккуратно выныривают наружу, едем, ожидая какого-нибудь досмотра, ну, каких-нибудь официальных процедур. Но ничего нет, Добби свободен, вырываемся на улицы Керчи, еще не до конца понимая, что мы и где мы… И вот — летим по трассе, луга вокруг, одуряющий запах трав, все окна нараспашку… вот тут пришло осознание. Ну, здравствуй, Крым.

Феодосия. Маяк Святого Ильи

Небольшое лирическое отступление. Если бы меня спросили: «Аня, а зачем ты едешь в Крым?», я бы начала мямлить и, право, не знала бы, что ответить. За пляжным отдыхом? За какими-то природными и историческими достопримечательностями? Нет. Точнее, и это тоже, но это не главное. Как ни глупо звучит, но я ехала туда за атмосферой. За некой крапивинско-ассолевской-цветаевско-волошинской атмосферой, за туманным образом, возникающим в голове при слове «Крым». Короче, я не знала точно, чего хочу, и была морально готова, что меня постигнет разочарование. Но этого не произошло. И даже более того — Крым оказался еще обалденнее, чем я его себе представляла. Вот эта самая неуловимая и труднообъяснимая атмосфера захлестнула нас с первого же дня. В общем, я влюбилась.)))

Уже вечерело, мы приближались к Феодосии. После Приморского начинается вялотекущая пробка, ползем по Керченскому шоссе вдоль побережья, мимо многочисленных пляжей и отелей. Кстати, предложения жилья в Крыму — просто зашкаливают, буквально через каждые 3 метра стоят штендеры, таблички, машины и прочие рекламные носители, на которых предлагается жилье на любой вкус. Но мы двигаем дальше, в Феодосии ждет бронь. Остановились в Береговом, по правую руку столовая «Мой вкус» («Мой скунс», как я автоматически переиначила). Отличное место, всяко рекомендую. Там еще импозантный мужчина, похожий на Джорджа Клуни, пиццу печёт. Просто пальчики оближешь. Я про пиццу, если что.)))

Уже стремительно темнеет, въезжаем в Феодосию, уходим с трассы налево… И почти битый час колесим по городу, по этим узким и извилистым улочкам, пытаясь найти причал № 215, около которого и располагается гостевой дом «Капитан». Это было что-то… Навигатор вел нас по всяким подворотням, где мы утыкались в развешенное белье, поворачивали обратно, навигатор обижался и начинал глючить, мы ехали куда-то наобум, по миганию встречных понимали, что мы прем по односторонке, куда-то сворачивали, полностью утратив ориентацию в этой паутине переулков, зелени и фонарей… Но всё это было… так классно)))

Наконец, въезжаем в брешь стены древней крепости и утыкаемся в ворота 215-го причала. Никакой вывески о гостевом доме нет, но на самом деле он там есть. Вспоминаю десятки отелей и гостиниц по пути, все нормальные люди поселяются там, но нееет, нам же непременно надо забраться в жопу мира и поселиться на базе-стоянке маломерного флота))) Ворчливый сторож открывает ворота и впускает нас. Отличный номер с удобствами, 1000 в сутки. Лестница выходит прямо на пирс.

Но мы так-то неспроста поселились именно здесь. Была у меня одна мечта — увидеть вблизи маяк. Светящийся, ночью. А именно здесь, неподалеку, на окраине Феодосии, есть мыс Святого Ильи, на котором стоит маяк. И вот, времени 10 часов вечера, темнотища, а я иду узнавать дорогу к маяку. Сторож подивился этой прихоти и добродушно поприкалывался, но объяснил, что пешком по темноте идти туда — гиблое дело, тропинок не найдешь и в какие-нибудь катакомбы провалишься. На машине — еще можно. С трудом, но можно. Кстати, если не успеете за час вернуться, я закрою ворота до утра и не пущу. (Это он так шутил, но я все же решила по возможности не сильно задерживаться, а то кто ж его знает))). Сашке тоже не сидится на месте, и мы забиваем координаты в навигатор и отправляемся в ночную экспедицию.

Это было эпично. Танковая дорога при свете фар, подъемы, камни, ямы… Медленно ползем, уповая, не пробить бы колесо. И вот — мы его видим. Подъезжаем ближе, насколько возможно, оставляем машину на вершине холма, выходим. И с головой окунаемся в крымскую ночь. Вокруг — ни души. Цикады. Море. Травы. Неподалеку вспыхивает и гаснет маяк. А над всем этим -—небо, полное звезд, и луна.

Возвращаемся уже за полночь, а потом на пирсе знакомлюсь с ребятами из Башкирии, которые здесь же остановились. Разговорились и душевно посидели, попили пива под плеск волн, болтая обо всем на свете и наблюдая за огоньками самолетов в небе и разбегающимися крабами на берегу.

Феодосия. Крепость Кафа

12 день. Сашка, как обычно, не спешил утром просыпаться, я отправилась на пирс купаться и обнаружила, что к нам приплыл вот такой гость. Красавец, правда? Впервые лебедя так близко видела (ну, зоопарки всякие не в счёт). Приплыл такой, покрасовался, дождался, пока его накормили, и уплыл, деловая колбаса.

Жили мы, как я уже упоминала, на базе-стоянке маломерного флота. Или, по-простому, — в гаражном кооперативе. Только гаражи — не для автомобилей, а для катеров и лодок. В некоторых из них предприимчивые хозяева надстроили жилые помещения и сдают их. Вот честно — это было одно из лучших мест, которое было у нас забронировано в этом путешествии. Когда еще раз поедем в Феодосию, там же остановимся, по-любому. Здесь мало народу, только местные. Старые катера снисходительно взирают на бронзово-коричневых пацанов, ныряющих с причалов, в одном из домиков оборудовано маленькое кафе со столиками на пирсе, где вас накормят домашней едой, запишут в тетрадку, а расплатитесь потоом, о чем вы…

А еще наше пристанище располагалось в Старом городе, прямо в стенах древней крепости Кафа, 14-го века, если не ошибаюсь. Место это не слишком известное среди туристов, маршрутов никаких не оборудовано, билеты не продаются, лазь, броди, играй в прятки, сколько влезет. Мы облазили всё. По зною, с исцарапанными травой ногами, лопали фруктовый лед, спрятавшись в тени, исследовали катакомбы и ходили, балансируя, по крепостным стенам. Я словно вернулась в детство и ощущала себя девчонкой на каникулах. А Сашка был просто безгранично и опупенно счастлив.

Судак. Генуэзская крепость

Часа в 4 мы, наконец, смогли собраться и тронуться дальше. Через бурлящие людьми улочки «Страны Коктебель», по серпантинам — в Судак. Крымскими серпантинами я была заранее напугана из разных источников, но в реальности оказалось все не так уж и страшно, дорожка к перевалу Чике-Таман на Алтае позатейливее будет))) Изредка только кондей выключала, чтоб мощности прибавить. Сашку не укачивало, так что заранее припасенные таблетки не пригодились.

В Судаке нас интересует, конечно же, Генуэзская крепость. Не успели припарковаться у ворот, как Сашка издает вопль восторга и выскакивает из машины. Оказывается, увидел киоск с деревянным оружием, сильно он по нему угорает. Полчаса перебирал и пробовал по руке разные катаны, шпаги и двуручники, пока, наконец, не остановил свой выбор на одном мече. Больше он его практически не выпускал из рук. Покупаем билеты (225 руб. за двоих вышло) и топаем в крепость.

Генуэзская крепость грандиозна и прекрасна. Единственное — жаль, что там особо нигде не полазаешь, просто ходишь и смотришь, это Сашку немного расстроило)) Зато посмотреть там есть на что, конечно. Заходишь — и прямо ощущение, что ты в средневековый замок попадаешь. Вот это я понимаю, вот это люди строили…

Внизу базарчик, через который очень сложно пройти без покупок, и всякие развлекухи, типа стрельбы из лука.

После Судака, в уже сгущающихся сумерках, мы стремительно двинули в Солнечногорское. Успели четко до наступления темноты, йесс. В Солнечногорском у нас был забронирован номер в гостевом доме «Эдем». Недолюбливаю такие приторные названия, но в данном случае наш приют действительно оказался райским местечком. Просторная территория, зелень, беседки, бассейн, невероятно вкусное и недорогое кафе, ну, и отличные номера. 1300 в сутки. В общем, кто хочет отдохнуть в Солнечногорском в проверенном и качественном месте — всяко рекомендую ГД «Эдем».

Умотавшись за день, вечер провели лениво — за ужином и в валянии с планшетами. Кстати. Совсем забыла упомянуть — со связью в Крыму мы прокололись, положившись на мтс-овскую опцию «Везде, как дома», которая в Крыму не играет (если не установлен один из базовых тарифов линейки Смарт). Поэтому мы перемещались от вай-фая к вай-фаю, в основном же жили без интернета и, может, именно благодаря этому так много чего успевали)))

Водопад Джур-Джур

13 день. С вечера договариваемся, что с утра, пока кто-то самозабвенно давит подушку, я двигаю в одиночную вылазку к водопаду Джур-Джур. Сказано — сделано. Прыгаю утром в Фомку и доезжаю до села Генеральское (км 20 примерно). Там уже поджидает засада джипперов, которые начинают наперебой предлагать свои услуги по доставке моей бренной тушки к водопаду, но получив однозначный ответ, что я намереваюсь прогуляться пешком — желают хорошей прогулки и показывают место, где лучше оставить машину, т.к. дальше идет суровая каменистая грунтовка, которую легковухе не осилить.

Топаю пешком. В Генеральском за мной увязывается хвост. Вернее, 2 хвоста, притом радостно виляющих. 2 местных собаченции почему-то решили, что меня необходимо сопровождать, и вот, в компании такой мохнатой свиты, я торжественно пыхтела километра 2-3 по довольно утомительной и пыльной дороге. Потом один из моих охранников проявил малодушие и утёк к туристической группе, не иначе пленившись чем-нибудь вкусненьким. А мы с Соней (так назвал её один из водителей джипов) шли дальше, периодически поджидая друг друга.

На подходе к водопаду — КПП, покупаю билет за 100 руб. Иду быстро, стремясь опередить группы, начинающие прибывать и прибывать, несмотря на раннее утро. Место пользуется популярностью, однако.

Вот и сам водопад Джур-Джур, самый полноводный в Крыму. Красивый, и вода вкусная. Правда, после домбайских и адыгейских водопадов… нуу, так скажем, восприняла его довольно спокойно. Может, еще из-за того, что народ потоком просто туда идет.

Охранник на КПП подсказал, что можно подняться по тропе выше водопада, к трем каскадам. Поднимаюсь к ним, тем более, что на водопаде становится совсем людно. Соня не отстает. И вот, каскады, и естественные чаши для купания. Пожалела, что не взяла купальник, ужасно хотелось купнуться. Краем уха услышала, что тут есть Чаша здоровья, Грехов и Любви, но какая из них какая — не знала. Поэтому наобум ополоснулась во второй, которая мне глянулась больше всех (потом выяснилось, что я безошибочно выбрала Чашу Любви). Посидели там маленько с Сонькой, которая снисходительно терпела, когда я на нее брызгалась водой из чаши, а теперь улеглась, прижавшись к ногам. Хорошее такое место. А потом пришли люди, и мы свалили. До третьей чаши было уже лениво идти, потопали обратно.

Храм-маяк Николая Чудотворца и Музей катастроф на водах

Возвращаюсь в Солнечногорское, поели, искупались в бассейне, собрались — и погнали дальше. Но для начала проехали немного обратно по трассе, к Малореченскому. Там нас интересовал храм-маяк Николая Чудотворца, а точнее — находящийся в нем Музей катастроф на водах.

Храм очень красивый, свечкой возвышается на скалистом берегу. Внутрь не заходили, спустились к цокольному помещению, где располагался музей.

Билеты обошлись в 300 руб. Мы не любители музеев, если честно. Но этот заинтересовал по отзывам, вот прямо сильно. И действительно — там интересно. Много небольших залов, много реальных экспонатов. Но основное — видеосюжеты, которые включают в каждом зале, про некоторые крупные катастрофы. От некоторых просто волосы на голове зашевелились, и слезы наворачивались. Но впечатление сильно подпортил экскурсовод: молодой парень, который тарабанил текст без малейшего проблеска мысли и которому было пофигу и на музей, и на то, что он рассказывает. Ну да ладно, к счастью, это единичный случай за все мои посещения музеев. Все равно здорово.

А еще — там рядом с музеем смотровая площадка в виде корабля. Налазались и нафоткались)))

Ну, и вперёд, по серпантинам Южного берега. Алушта, Гурзуф… На подъезде к Ялте трафик увеличивается, скорость замедляется. В районе Массандры впервые останавливаюсь у винного магазина. Бутылка инкермановского «Бастардо» и массандровского «Черного доктора» поселяются в багажнике, эти трофеи я довезу до дома. (P.S. Довезла и уже опробовала. Мммм…) Объезжаем Ялту, мимо Ай-Петри проскочили и даже не заметили, Алупка — и дальше, дальше, к повороту на Балаклаву.

Балаклава. Крепость Чембало

Балаклава… Из чего складывается нежное чувство к городу? У кого-то — из комфортабельных гостиниц, чистых пляжей и всяких развлекух. У нас — из приключений на пятую точку)))

Я не нашла ничего умнее, как задать в Балаклаве координаты непосредственно самой крепости Чембало, возвышающейся на входе в бухту. Ну, навигатор — существо подневольное, надо так надо, он и повёл. Побродили в результате зачётно. Ярусный город, крутые подъемы и спуски, улочки, в которых не разъехаться двум машинам, дети и бабушки, играющие во дворах и с удивлением косящиеся на незнакомый пыльный форд, лавирующий между домами…

В конце концов мы почти наугад поехали по одному из крохотных проулков, а затем, оставив машину, нашли какую-то козью тропу и полезли вверх. Козья тропа оказалась крута и витиевата, но мы все же добрались до крепости Чембало. Бухта лежала перед нами как на ладони, а древняя стена и башни высились рядом. Народу почти никого. Ощущения — не передать, я не зря сюда так хотела.

Поднявшись к нашей цели, мы увидели, что все нормальные люди ходят по протоптанной тропе, и даже лестница есть внизу, и смотровая площадка, и скамеечки… Но мы же не ищем легких путей)))

Спускаемся, животы сводит от голода. Находим куст алычи и жадно её поедаем, какая ж она вкусная… даже если и не совсем зрелая))) Ощущаем себя Геками Финнами — грязными, голодными, но счастливыми бродягами.

Но пора уже и в Севастополь. Без происшествий доезжаем, уходим на Северную сторону, и там с идеальной точностью прибываем к нашему гостевому дому «Уютная дача». Хозяин, Дмитрий, открывая дверь, был поражен до глубины души: «Вы — одни из единиц, которые бронируют за полгода и приезжают в указанный день!»

Успеваем увидеть с нашего балкона край заходящего солнца.

Немного о нашем севастопольском пристанище. ГД «Уютная дача» — это двухэтажный дом на улице Рейдовой, прямо на оконечности мыса. Из плюсов (для меня): расположение на вершине обрыва, вид на море, пляж внизу, хороший номер и очень доброжелательные хозяева. Из минусов: рядом нет никаких кафе и магазинов. Приехав, я уже по темноте отправилась хоть за чем-нибудь съестным и прошла увлекательнейший квест «Найди продукты ночью на северной стороне Севастополя». Нашла, хоть и небыстро. Зато в процессе познакомилась с водителем маршрутки Васей (классный мужик, респект ему) и другими, уже не столь приятными в общении личностями))) Ну, и цена — 1700 в сутки, по-моему, немного дороговато. Но в целом мы были довольны.

Вид с нашего балкона:

Севастополь. 35-ая батарея

14 день. Небольшое лирическое отступление. Еще до поездки слышала от нескольких людей, что Севастополь их разочаровал, что они ожидали чего-то ого-гооо, а оказалось — ну, так, город как город. У меня же была обратная ситуация. Я очень боялась увидеть какое-то ого-го, что-то типа Сочи или того же Геленджика, типично курортное гнездо, живущее туристами. Я хотела коснуться обычного, «старого» Севастополя. Много ли можно успеть увидеть за 1 день? Нет, очень мало. Но мы вернемся еще. Наряду с Феодосией и Балаклавой этот город стал одним из моих любимых.

Первая цель на сегодня — 35-ая батарея. Мне сказали, что туда лучше ехать на своей машине, так и поступаем. Расстояния, конечно, в Севастополе несколько шокируют — из одной точки города в другую порядка 30-50 км. Через Инкерман — Камышовое шоссе — Казачинское шоссе — и мы прибываем. Берем билеты (они бесплатные), до начала экскурсии около 2 часов. Это нам еще повезло. Говорят, в сезон билеты на текущий день кончаются уже к 12 часам.

Жарища — около 40 градусов. Ждем в машине с кондиционером, поедаем фруктовый лёд и хлещем воду. К назначенному времени подходим к арке, где собирается группа. Про экскурсию не буду ничего говорить. Единственное — совершенно правильно, что она запрещена для детей до 7 лет, нечего им там делать. Да и детей постарше далеко не всех туда стоит вести, по-моему. А вот взрослым побывать стоит.

Мыс Фиолент

После заскочили в столовую и двинули в сторону мыса Фиолент, хотелось мне там побывать. Изначально у меня был коварный план устроить мелкому шао-линьское испытание монастырской лестницей в 800 ступеней и спуститься к Яшмовому пляжу. Но при такой погоде я даже о 10 ступенях думать не хотела, не то, что о 800. Поэтому решила на Фиоленте погулять чисто по верху.

Доезжаем до Георгиевского монастыря. Седобородый монах с хитрющим прищуром сидит у ворот и за добровольное подаяние запускает на монастырскую парковку. Мы ненадолго, поэтому отказываюсь от заезда, несмотря на все его увещевания. Зато покупаю у него литр холодненького монастырского кваса, «женского» — овсяно-свекольного (есть еще «мужской», он просто овсяный, вроде). Квас – обалденный! Наперевес с бутылкой и фотиком совершаю недолгую прогулку по скалистому берегу. Сашка отказался вылазить в это пекло и остался с планшетом в машине.

После Фиолента приехали домой, поставили машину и отправились на маршрутке до конечной, площади Захарова, где сели на катер — и до Графской пристани. Все время приходилось напоминать себе, что здесь катера — это такой же обыденный маршрутный транспорт, как у нас трамваи, и как-то неудобняк скакать по нему и фоткать все подряд, хотя так хотелось.

Экскурсия по Севастопольской бухте. Набережная Севастополя

На Графской пристани мы взяли экскурсию по Севастопольской бухте. Уже наступал вечер, экскурсионные катера расходились, и пришлось подождать, пока наберется группа. Пока ждали, тусили на пристани, ели мороженое, обсуждали названия разных судов и разглядывали причудливые маленькие катера и их капитанов.

Экскурсия ооочень понравилась. Вроде всего полчаса, а столько всего успеваешь увидеть. Проплываешь рядом с кораблями разного назначения, видишь воочию и военные суда, и исследовательские, с удивлением узнаешь, что вон тот небольшой кораблик — для размагничивания военных судов, чтобы не срабатывали подводные мины, а вон на том огромном — действующее отделение городской больницы. Особенный восторг и интерес вызвали подводные лодки и красавица шхуна «Херсонес» (не уверена, что это именно шхуна, не запомнила, что это по классификации).

Возвращаемся к пристани уже на закате.

…И погружаемся в атмосферу вечернего Севастополя. Катера расходятся от пристани, блюз от музыкантов на площади переходит в рок-н-ролл, в небо взмывают с рогаток светящиеся вертолетики, ребятня проносится на скейтах, беседующие пары у баллюстрады, бабушки, выгуливающие внуков в сквере у фонтана. Эхо летних парков, бархатистые сумерки, южная неспешность, обычный вечер города. Яркое, щемящее счастье быть именно здесь и сейчас.

С блаженно-довольными мордами мы бродим повсюду, рассекаем между гуляющими на гироскутере и сигвее, обстоятельно выбираем ракушки и магниты в одной из палаток, Сашка ходит колесом по площади и болтает ногами, сидя на каменной набережной, а мои ноги сами собой подхватывают ритмы джаза, ну невозможно не подтанцевать))) Обжигающе-вкусная пицца в кафе, бокал глинтвейна, как завершающий штрих к этому вечеру.

Успеваем запрыгнуть на последний катер до Северной стороны. Прибыв, обнаруживаем, что наши маршрутки уже не ходят. Обращаемся к таксистам, и только за 200 руб. нас соглашаются довезти до нужного места, хотя там ехать 15 минут от силы. Но у нас особого выбора нет, поэтому соглашаемся и приезжаем домой уже где-то в полночь. Дмитрий, посмотрев на наши светящиеся даже в темноте моськи и послушав впечатления, улыбается довольно и горделиво: «Вот, теперь вы почувствовали Севастополь, заразились им. Вы вернетесь».

Пляжи Севастополя

15 день. С утра двигаем на пляж. А то третий день тут живем, а на пляже ни разу не были, безобразие. Спуск по лестнице — и полупустой дикий пляжик, с крупным песком и отличным заходом. Славно побултыхались.

Вверху, на обрыве — наш дом.

Дальше по берегу видны переполненные пляжи Любимовки и Учкуевки.

Собираемся, прощаемся — и в путь. Но не тут-то было, симферопольское шоссе перекрыто полицией, водители, матерясь, уходят куда-то в пикуля, а я чо, я за всеми))) Как мы ехали — до сих пор не поняла, но в итоге мы снова выпали на нужную трассу, в аккурат за окончанием перекрытого участка.

Белогорск. Белая скала

Бахчисарай, Симферополь… и вот, Белогорск. Изначально в плане нашего путешествия значился визит в белогорский парк львов «Тайган». Но, посовещавшись, мы с Сашкой решили туда не заезжать. Во-первых, мы там окажемся днем, в самое жаркое время, когда все львы дрыхнут в тенечке. Как нам сказали, в «Тайган» лучше приезжать утром или вечером. Во-вторых, маловато времени. В-третьих, стоило бы поберечь финансы, а билеты в этот парк отнюдь не дешевы.

Но кроме Тайгана в Белогорске было еще кое-что, чего я не могла пропустить. Конечно же, Белая скала. Сворачиваем с трассы налево и следуем чисто по навигатору, который вскоре с асфальта уводит нас на пыльную-препыльную грунтовку. И вот так, окутанные белым облаком, мы подъезжаем к Белой скале.

«Дааалееекааа дорога твоя, далека, дика и пустынна…» Взгляд поневоле ищет всадника на вершине и дилижанс, улепетывающий от банды бандитов по пыльной дороге.

Грандиозное творение природы. Говорят, можно заехать и на вершину, мы даже где-то по дороге видели указатель — «На вершину Белой скалы», но не знаю, насколько там реально проехать пузотерке, да и времени не было.

Выезжаем снова на трассу, и тут у нас начинается сельскохозяйственный жор. Останавливаемся в деревеньках и покупаем всякие садово-ягодные вкусности, которыми тут торгуют. Так мы затарились клубникой, малиной, кукурузой, горохом, абрикосами и дынями, притом бОльшая часть этого было незамедлительно сожрано)))

Еще раз привет, Феодосия, и снова пока, на сей раз надолго. В Береговом опять тормозим у «Моего скунса» и приобретаем у Джорджа Клуни его непревзойденную пиццу, т.к. чувствую, что нынче вечером готовить ужин мне будет неохота.

Генеральские пляжи. Первый и трудный опыт проезда на пузотерке

Солнце клонится к горизонту, уходим с трассы налево, на Новониколаевку и Новоотрадное, дорога пуста, и я откровенно гоню, спеша успеть встать на ночлег до темноты. Но солнце уже нависло над Азовским морем, и становится понятно, что мы не успеваем.

Уже практически в темноте въезжаем в Золотое, и абсолютно теряемся, не зная, куда дальше ехать. Навигатор уводит на какую-то страшную на вид дорогу в поля, но я воспринимаю это как очередной его глюк. Тыкнулись туда-сюда — нет проезда вдоль побережья. Чо делать? Надо однако на ночлег где-то устраиваться. Подъезжаем к лодочному кооперативу в Золотом, решив, что, как и в Феодосии, здесь можно найти ночлег. На душе скребли кошки, потому что завтра уезжать, а одной из главных целей в Крыму мы не смогли достичь. Обращаюсь с вопросом к первому попавшемуся мужчине. И тут судьба в очередной раз доказывает то, как мне везёт на людей.

Жилье здесь не сдают и ночлега не найти, но, выслушав нашу историю и узнав, что мы с сыном приехали из Екатеринбурга и ищем Побережье тысячи бухт, чтобы устроить палаточную ночевку, этот мужчина, Александр, покачал сокрушенно головой, а потом вывел свой квадроцикл и сказал следовать за ним.

И вот — ночь, и безумный джипинг (в моем случае – фординг)) по той самой, страшной на вид дороге. Вокруг темнота, вижу только красные огни впередиедущего квадроцикла, и изо всех сил пытаюсь не отстать, а чешет он нехило. Повороты, снова повороты, подъемы, переломы, спуски и опять повороты. Где мы едем? Без понятия ваще. Навигатор давно впал в кому. Иногда цепляем камни защитой, хотя Александр старается выбирать траекторию поровнее и иногда поворотником показывает, с какой стороны лучше проехать. Стараюсь не думать, смогу ли я отсюда выехать. Останавливаемся. Спускаемся по тропинке. И видим пустую бухту. Никого, абсолютно. Море разбивается о камни. Под ногами песок (как позже выяснилось — ракушечник). «Это Бухта Странника, — сказал Александр. — Подходит?» У меня ком в горле стоял от счастья, чесслово.

Александр спросил, есть ли у нас палатка и все прочее, сможем ли выехать, обрисовал общее направление, дал свой номер телефона и уехал. Сказал, звонить обязательно, если что. А мы стали располагаться.

И вот, палатка поставлена, на столе пицца, запуск фейерверка (я его с собой из Екб везла, да-да))). Тишина. Ощущение, что мы одни на сотни километров. Только шум моря. Помните фильм «Изгой»? Когда он только попал на остров? Ночь, бьющиеся волны и фонариком только щелк-щелк, щелк-щелк… Один в один, вообще, даже фонарик у меня такой же)))

А небо было усыпано звездами, всё, полностью, куполом. Оно просто сияло. А чуть позже взошла луна. И мы легли, наконец, спать, ощущая себя непомерно богатыми генералами этих самых пляжей.

16 день. Проснувшись, мы обнаружили себя на идеальном пляже. Полное безлюдье. И волны… Побережье тысячи бухт в реале оказалось таким, каким я не могла его представить даже в самых смелых мечтах. Лучший в моей жизни пляж. Единственное — ракушечник. Ходить по нему босыми ногами… несколько чувствительно.

Надо ли говорить, что мы делали первую половину дня? Строили песчаные замки, лопали дыни и абрикосы… И купааались. Вернее, прыгали в волнах. Бочонками, ласточкой, плашмя и с переворотами, выжидая, когда самые высокие, с барашками волны, нависнут над головой, и тут, главное, успеть сгруппироваться и оттолкнуться, тогда взлетаешь на вершину, а иначе — проезжаешь по песку пузом, отплевываясь от воды и пены. О, это было целое искусство…

В общем, было солнце, море и фрукты — классический и стопроцентный южный боекомплект.

После обеда, когда уже не оставалось сил больше купаться, а Сашку качало даже стоя, начали собираться. Закидали вещи, прощальный взгляд на нашу бухту — и вперед. Метров на 100. А дальше я поняла, что не знаю, куда ехать.

Хочу позвонить Александру, но сети здесь нет, совсем. Общее направление-то было понятно, но туда не вело никаких дорог, только козьи тропы какие-то. Более-менее нормальная дорога уходила совсем в другом направлении. Ладно, решили поехать по ней, в надежде, что она потом завернет. Не завернула, и мы все удалялись дальше вдоль побережья. Наконец, я решаю развернуться, сдаю назад в чисто поле… и сажусь на камень. Очень крепко. Ни туды, ни сюды. (Сети по-прежнему нет, позвонить никак). Враскачку, с раздирающим душу скрежетом, но стаскиваю машину. И обнаруживаю, что ручник перестал действовать, а снизу волочится порванный шланг. Можно испытывать стыд перед машиной и боль за нее? Можно. Фомка ни разу меня не подвел за все путешествие, а я…

(Кстати, уже потом, в Екатеринбурге, когда я приехала в сервис и спустилась в яму, мне показали глубокие борозды снизу на бензобаке. Мне чуть-чуть не хватило, чтоб его пробить.)

Ну да ладно, не время страдать, надо как-то выбираться. Едем назад, уходим на одну из мелких дорожек, форсируем, иногда не с первого захода, каменистые горки. Пыль, скрежет… Стиснув зубы, стараюсь не думать о машине, не сейчас. И тут выпадаем в очередную бухту. Побережье решительно не хотело нас отпускать.

К счастью, там были люди. На внедорожниках. Подхожу узнать дорогу. Двое мужчин тут же прыгают в машину и едут указывать нам путь. Вот огромное человеческое спасибо все-таки таким людям. Едем за ними, и понимаем, что сами бы ни в жизнь не выехали обратно: дорог там — тьма, как паутина. Навигатор вообще их не видит. Машина доводит нас почти до самого Золотого, прощаемся, дальше сами.

Нужен сервис, ибо шланг, волочащийся по дороге — это совсем не гут. Узнаем в Золотом. Продавщица в магазине подозрительно меня оглядывает и, поджав губы, говорит, что тут никаких сервисов нет. И механиков нет. И вообще — нету тут мужиков. Ладно, придется ехать в Керчь, 40 км, дотянем, чо.

Итого, про Генеральские пляжи. Бесподобное место. Но впредь — только на машине с высоким дорожным просветом, или в сопровождении знающего проводника.

Паромная переправа и обратный путь в Екатеринбург

Едем в Керчь и по дороге видим квадроцикл со знакомой фигурой. Вот и Александр, встретились. Дал координаты сервиса в Керчи, и мы погнали. Ну, как погнали… поехали. Оочень аккуратно. Не так, как летели тут накануне вечером.

В Керчи, в небольшом сервисе, специализирующемся больше на шиномонтаже, нам только прихватили шланг, чтоб не болтался, и сказали ехать дальше так. Отсутствие ручника, признаться, меня несколько нервировало, но что поделаешь.

Часов в 6 вечера прибываем на переправу. Электронных билетов у нас нет, поэтому отправляемся в самую большую кучу. И пошло время ожидания. Час, два, три… Жара, под 40 градусов. Стиснутые ряды машин. Мы с мелким, обгоревшие по-страшному, чувствуем себя так, будто варимся в кипятке. Фомка покрыт чуть не сантиметровым слоем пыли, ковыляю вокруг с тряпочкой, хоть стекла протереть бедолаге.

Очередь «электронщиков» сменилась уже несколько раз. Проезжают все — льготники, электронщики… И только в конце, по чуть-чуть, выпускают из нашей кучи. Я не знаю, как раньше народ сутками стоял на переправе, мне этих 3 с лишним часов хватило просто за глаза. Больше на переправу летом я не поеду. Буду ждать моста, ничо не знаю))

Зато перед самим паромом практически не было задержки, не так, как в Порт Кавказе. Когда, наконец, выпустили из накопителя — буквально сразу на погрузку. Досмотра не было, на меня только глянули и махнули рукой — проезжай, болезная))

На пароме, к счастью, в этот раз в трюм не отправили. Всю переправу сидела в машине и героически жала тормоз, ибо было страшно, что кого-нибудь все-таки тюкну во время качки)) Сашка чувствовал себя неважнецки. Перебрал солнца, жары и нервов, плюс слегонца укачало. Я, надо сказать, тоже держалась только потому, что других вариантов не было.

Порт Кавказ. Ночное шоссе. Я очень не люблю ездить ночью по трассе, и обычно всяко этого избегаю, но тут пришлось. С тяжелой головой, мутными глазами и мокрой на спине рубашкой я въезжаю в Пересыпь. Сворачиваю к первой же вывеске мотеля, и меня технично перехватывают местные бабушки, сдающие жилье и устраивающие засады на тех, кто идет на свет гостиницы. Очень, кстати, этому рада. Получаем комнатку, душ, Сашка проваливается в сон, даже не успев раздеться. Хозяйка, милейшая женщина, делится с нами своей едой, от доплаты отказывается, «что мы, не люди что ль». Всё, провал. Это был очень тяжелый день.

Пересыпь — Тимашевск — Ростов-на-Дону (обход) — Белая Калитва — Морозовск

17 день. Выспались, поэтому с утра чувствовали себя бодрячком. Дополнительную радость придавал значок H+ на планшетах, как мы по нему соскучились. Копаться в картах и прокладывать оптимальный маршрут мне было категорически неохота, поэтому просто забила Волгоград, решила: как проложит — так и поедем, хоть через Северный полюс, даже смотреть не стала, просто сели и поехали)) Слева виднелось Азовское море, спрашиваю у Сашки, мол, ну что, может, искупаемся? В ответ сын лишь издает невнятный звук и отворачивается от окна)))

В Тимашевске постояли на переезде, но в целом дорога очень ненапряжная и свободная. А после выпадения на М4 началось просто счастье. В прекрасном настроении чешем к Ростову. Приостановились было, чтоб купить арбуз, но товарищи продавцы настолько открыто и нагло пытались нас развести на деньги, что мы передумали, решили, что рано еще арбузы покупать.

Обходим Ростов. Видим последствия страшной аварии на встречке. Обе полосы стоят на несколько км. На море народ торопится…

Без происшествий уходим с М4 направо, по указателю на Волгоград. Двухполоска, но практически пустая и великолепного качества. Отлично едется. Вообще, этот день стал каким-то отдыхом, как ни странно. Соскучились по дороге в чистом виде. Сил полно, хоть до Волгограда чеши, но уже темнеет. Решаем встать в Морозовске. На въезде справа — кафе «Риф» — обалденное место, очень вкусно и недорого. А на другой стороне гостиница. Тоже отлично, хотя дороговато — 1700 руб. (зато включая 2 континентальных завтрака, так что потянет).

Морозовск — Волгоград — Саратов — Вольск

18 день. Вообще, ехали обратно так: спим по утрам, выезжаем не торопясь и едем, сколько хотим, не считая километров. Мы никуда не опаздывали. Поэтому обратный путь, хоть и занял ощутимо больше времени (аж 4 дня, с ума сойти), но воспринимался реально как отдых и расслабон. Мне понравилось.

А, да, и практически не фоткали. Приутихла у меня, наконец, постоянная жажда запечатления, насытилась я фотографиями, больше 1200 штук везла, как никак. А тут хотелось просто ехать. Вот, единственная фотка с обратной дороги есть, где-то за Саратовом сделанная. И то—- это Сашка из окна снимал, не я)))

Постояли с час в Новом Рогачике, проскочили, практически не заметив, Волгоград. И вот знакомая дорога, мы выехали на нее, замкнув петлю в Волгограде. Едем, вспоминая. Дубовка («А помнишь, как мы тут гостиницу искали?»), Оленье («Первый кипарис здесь увидели, помнишь, да?»), объезд Саратова, на удивление легкий, практически без ремонтных задержек.

После Саратова начинаются помаленьку леса. Мы даже не заметили их исчезновения, когда ехали «туда», зато как радовались их появлению, когда ехали «обратно». Наконец-то начинает спадать температура. Вечерняя прохлада, напоенная запахами влажной травы и леса, туман (настоящий туман!!!) — как мы по всему этому соскучились, не передать. Мы едем домой.

Той же дорогой до Жигулевска ехать, честно говоря, не хотелось, как-то не легла она мне на душу. Поэтому решили с утра уйти в Балаково на другой берег.

Остановились в гостинице где-то под Вольском, название я, конечно, забыла. Нормальная в целом. С большооой такой стоянкой…

Вольск — Балаково — Пугачев — Бугуруслан — Уфа

19 день. Я не зря упомянула про стоянку, т.к. именно там с нами утром случился пренеприятнейший казус. Выспались, погрузились в машину, все такие довольные и счастливые, лихо сдаю задом для разворота… и с треском впечатываюсь в борт грузовой газели, которая заехала буквально за пару секунд до этого. Вот так, проехав на тот момент 6 тысяч с лишним километров по всяким пикулям и серпантинам, я умудрилась расхлестать багажник на огромной и пустой стоянке у гостиницы. Курица(

Газель от столкновения почти не пострадала, мужик сам был в шоке, заехал, называется, кофе попить. На свои коцки махнул рукой, мол, фиг с ними, вот вас жалко. Разошлись миром, вина моя, каско у меня все равно нет, оформление было без надобности.

Этот инцидент несколько подпортил нам настроение, но лишь на полдня. Сделаем Фомку, краше прежнего будет, обещаю. (P.S. Сделала). Переезжаем Волгу в Балаково, эх, жаль, опять мост без обзора. И чешем на Бугуруслан. Дорога — то, что надо, как раз по мне. Фур никаких, трафик минимальный, а покрытие, хоть и напоминает временами стиральную доску, но в целом вполне нормальное, и вообще, идеальная гладкость дороги — не всегда хорошо, как показал калмыцкий опыт.

Больше никаких особых происшествий в этот день не случалось, спокойно доехали до М5 и пошли по ней. Дело было к вечеру, и, может, поэтому там было пустынно, и мы летели будь здоров, что несколько непривычно для М5. Не доезжая километров 100 до Уфы, решаем приземлиться в кемпинге, выходим из машины — и околеваем от холода. 10 градусов было, однако, а мы такие в шортах и футболках, пляжники, ё-маё)))

Уфа — Сим — Месягутово — Сажино — Михайловск — Екатеринбург

20 день. Ну, и заключительный день. Сначала по М5, небыстро, но верно. Очень много гаишников. Боялась пробки в Симе — ничего не было. Вообще, куча страшилок не оправдалось. Уходим на Месягутово. И уже вообще привычная дорога, сколько уж раз тут ездили. Но, тем не менее, именно здесь я умудрилась словить первый и единственный штраф за всю поездку — заболталась с Сашкой и проворонила знак 60.

Московский тракт. Навигатор, державшийся эти дни на последнем издыхании, от прилива радости глюкнул окончательно, но он уже был и не нужен. И вот — побитые, запыленные, обгоревшие, но непобежденные — мы причаливаем к дому. Блин. Мы ведь таки сделали это. И вернулись. С ума сойти.

Подведем итоги.

20 дней. Пройдено: 7 375 км. Потрачено на всё про всё — примерно 82 000 руб. Из них: бензин — 21 000, проживание — 23 000, остальное — еда + развлекухи + сувениры + билеты на паром.

Увидено за эти 20 дней столько, что не помещается в голове. Даже не верится, что в стольких местах побывали. Это было очень концентрированное путешествие, стремительный налёт с целью попробовать, прочуять, понять — наше-нет. И теперь я знаю, куда мы поедем через 2 года и где я буду отмечать свой день рождения 🙂

Ах, да. Мы не выполнили 3 обязательных пункта любой южной программы.

  1. Побывав на 2 морях, мы так и не покатались на банане. Не сложилось. А я так хотела, уууу….
  2. Переправляясь туда-обратно в Крым, проезжая 2 раза через Керчь, мы так и не увидели строящийся мост. Ну, вот не знаю даже, но как-то так получилось)) А ведь тоже хотелось посмотреть.
  3. Проезжая 2 раза через Волгоград, мы так и не побывали на Мамаевом кургане. Когда ехали «туда», рассчитывали, что устроим в Волгограде полноценную остановку на обратном пути, а когда ехали обратно… просто хотели домой. Уже не было сил и эмоций. Могли, конечно, зайти «для галочки», но, мне кажется, это было бы неправильно. Можно всяко порицать. Но мы решили, что полноценно остановимся здесь в следующую поездку. А может, и отдельно съездим, кто знает.

И, наконец, я бы хотела сказать СПАСИБО всем людям, которые словом и делом помогали нам в пути, в самых разных местах, порой совершенно неожиданно. Что бы с нами было без этой помощи — не знаю. Огромная благодарность от всего сердца.
А также своему сыну, который помогал мне, терпел меня сутками напролет, и почему-то хочет со мной ездить и дальше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.