Архыз. Перевал Федосеева
Предыдущая запись — «Архыз. Рафтинг и прогулки верхом»
Чем заняться в Архызе, когда душа просит подвигов
15 день
По расписанию в этот день у нас стоял Подвиг. Без конкретизации, просто Подвиг. Заключительный день горной части нашего путешествия как-никак, хотелось чего-то такого «ух!», сложного и грандиозного. По всей логике и предварительным задумкам подвигом должно было стать восхождение к Софийским озерам. Но… попутчики так и не нашлись. Это стало полной неожиданностью, т.к. были выходные и я думала, что уж куда-куда, а на Софийские озера народ просто валом будет валить. Ничего подобного. Как мне сказали, в тот день к озерам ушла только одна машина с уже укомплектованным экипажем. Ок, немного снижаю планку и заменяю Софийские на Дуккинские озера. Но и туда нет желающих, вообще странно. Куда люди-то ездят, неужели только на Софийские водопады?
И вот, в 8 утра я бегаю по Архызу и общаюсь со всеми водителями уазиков. Предлагают какой-то еще водопад, но мы водопадов уже насмотрелись донимагу, хочется озер. Водители записывают мой номер телефона, обещают позвонить, как только кто-нибудь еще захочет на Дуккинские. Возвращаюсь домой, завтракаем и сидим, маемся в непонятках. Было ясно, что уже вряд ли кто позвонит. Возникает опасение, что этот день мы можем просто бездарно профукать.
Сижу, гуглю окрестные достопримечательности, но как-то все не то. От безысходности полезла смотреть расписание канатки в «Романтике», новом горнолыжном комплексе около Архыза. Хоть на канатке покататься чтоль. И на сайте глаз цепляется за фразу «Здесь начинается туристический маршрут наверх, на перевал Федосеева и к цепочке бирюзовых озер». Бирюзовые озера? Перевал? Уши топорщатся в охотничьей стойке. В ближайшие 10 минут, пока кипятится чай, перелопачиваю кучу сайтов. Да, это то, что надо. Но времени совсем мало. Закидываем термос с печеньками, куртки, прыгаем в машину и двигаем в «Романтик».
Горнолыжный комплекс «Романтик»
Фешенебельный комплекс «Романтик» не оставил никаких эмоций, кроме «фигассе, сколько народу» и «фигассе, какие цены». Ставим машину на большую платную парковку, около въезда на которую абсолютно отсутствует информация, а сколько она, собственно, стоит. Только при выезде, оплачивая талон в автомате, узнала, что 300 р.
Канатные дороги здесь носят космо-романтические названия: «Спутник», «Млечный путь», «Лунный экспресс» и «Северное сияние». Летом работает только «Млечный путь», гондольная канатка с кабинками, на которой поднимаешься до 2240 м. Ежимся от цены — 800 р/чел. Даже какое-то время сомневаемся, а точно ли оно нам надо, учитывая, что канатка прекращает работу в 16.30, и мы почти наверняка обратно будем спускаться пешком. Принимаю решение: «Поехали!» Время 12 часов, у нас 4,5 часа до закрытия канатки.
Выбор маршрута и подъем «в лоб» на перевал
Выходим наверху и видим развилку. Направо уходит маркированная грунтовка, налево, в сторону перевала — тоже грунтовка, но без маркировки. Если бы у меня было больше времени на поиск информации, мы бы здесь наверняка пошли по маркированному маршруту и этот день оказался бы, несомненно, проще, но и скучнее.Перевал — вот он, впереди, отлично виден. Смотрим карту — правая дорога выписывает немыслимые кренделя, да ну, пойдем налево, коротким путем. У нас же есть карта, в конце концов! Потом Сашка говорил, что сделал этот выбор сознательно, хотелось приключений, а я, честно говоря, просто не представляла, что нас ждет))) И мы пошли. Грунтовка вскоре кончилась (или она куда-то вниз пошла) и мы стали подниматься просто так, без троп и дорог, наметив «на глазок» нитку маршрута. А дальше был подъем. Сашка двигается впереди, периодически поджидая меня. Линия, которую мы издали приняли за тропинку, оказалась руслом ручья, с дикой сыпухой. Ушли вбок, по траве все-таки легче. Основное, что мне запомнилось с этого подъема, — это трава перед глазами. Не под ногами, нет — именно перед глазами. Трава, цветочки и камни. Их было так удобно вблизи разглядывать. Кажется, иногда мы ползли на всех четырех конечностях, ну, я-то точно. В голове мысль, ну когда же уже будет хоть какая-нибудь тропинка. Периодически достаю карту — да что ж такое, вроде лезем-лезем, а точка почти не сдвигается. Угол подъема неплохо виден на фотках. Но красотища вокруг какая… Наконец выпадаем на маркированную тропу, аллилуйя. По ней двигаться несравненно легче, подходим под самый гребень перевала. Наверху видны крохотные человеческие фигурки. И заключительный рывок — подъем на гребень. Сыпухааа… Ох, как пожалела, что не взяла хоть какие-нибудь палки, хотя бы одну. И вот — покорение перевала. Без комментариев)))А с другой стороны — вот такой вид:
Перевал Федосеева и Агурские озера
Наверху сильнейший ветер, упаковываемся в куртки, натягиваем капюшоны. Пьем чай, жуем печеньки. Эйфорияяя… Мы это сделали. Категорийный перевал, как никак, аж 1а, высота около 3000 м, для кого-то смех, наверное, а для нас реально подвиг. Особенно если штурмовать его «в лоб». Сашку пузырит от гордости и победы. Как же я рада, что мы сюда поперлись.
За перевалом видны Агурские озера, входящие в систему озер хребта Абишира-Ахуба. Сходить бы к ним, конечно. Такая заповедная долина, красота. Но спуститься-то мы, может и спустились бы (хотя там было непонятно, где спуск, тропы не видать, маркировка уводила куда-то вдоль гребня), а вот одолеть еще раз такой же подъем — это было бы тяжко. И еды у нас с собой не было, а животы уже подводило. Ну, и времени уже было много.
Спуск по другому маршруту, выводы и рекомендации
Спускаемся обратно вниз, очень аккуратно. Эх, палки бы… До закрытия канатки остается меньше часа. Почти бегом летим по тропе и по петлям сыпучей грунтовки. Недалеко пасется огромное стадо баранов, оглашая окрестности разноголосым блеяньем. Поржали, Сашка сказал, что очень похоже на то, что творится в школе в обед перед закрытыми дверями столовки.
Догнали и обогнали людей, встреченных нами на подъеме к перевалу. И заскочили в кабинку подъемника за 5 минут до его закрытия. Ай да мы! Резюмируя по маршруту на перевал Федосеева:
— Если хотите идти к озерам — выходите рано утром. Учитывайте время работы канатки, в 16.30 она закрывается.
— С собой кофта+ветровка с капюшоном, нам понадобилось и то, и то. Ну, обувь-очки, это самой собой.
— Вода, перекус и горячий чай.
— Палки!
— Офлайн-карта (особенно, если к озерам)
— Что касается маршрута. Гораздо проще идти по маркированной тропе. От верхней станции канатки будет довольно долгий участок грунтового серпантина. Подъем по пыльной дороге — да, уныло, но по дороге. Зато потом вы пойдете по нормальной тропе траверсом до самого гребня.
Но переживания этого дня были еще не закончены. Спустившись на парковку, все такие усталые и счастливые, мы обнаруживаем сильно спущенное колесо. Ну, ничего страшного, сейчас подкачаем. Включаю компрессор, накачиваю и при снятии… господи, как это называется? — в общем, при отсоединении насоса у нас срывает ниппель. Колесо сдувается в ноль, конечно. Приплыли.
Иду к местным таксистам на уазиках, поджидающим своих пассажиров. Посмотрели, вынесли вердикт, что (пардон, цитирую) «вылетел сосок» и ничего тут не поделаешь, нужна шиномонтажка. Поставили мне запаску, от денег отказались. Спасибо им огромное.
Несколько озадаченные, но все равно довольные возвращаемся домой. Кряхтим, все болит. Подъедаем остатки еды, готовить лень. Блаженно отдыхаем. Приходим к выводу, что в альпинизме половина удовольствия — это возвращение в цивилизацию)))
Продолжение — «Феодосия. Любимый древний город»
Добавить комментарий