Домбай. Турье озеро, ледник Алибек и Алибекский водопад | Путешествия от Анютыча

Домбай. Турье озеро, ледник Алибек и Алибекский водопад

Предыдущая запись — «Эльбрус. Выше облаков»

Дорога из Терскола в Домбай. Водопад Шумка

8 день

Традиционно под дождем выезжаем к Домбаю, до него 380 км. Ехать решили через Черкесск, это не самый короткий путь, но пробираться под дождем через перевал Гум-Баши чего-то не захотелось. Теряем дух авантюризма)))

Из 13-ти градусной прохлады попадаем в 33-х градусную жару в Пятигорске и Черкесске. С облегчением выдыхаем, когда температура снова начинает падать по мере приближения к Домбаю. Кабардино-Балкария сменяется на Карачаево-Черкессию. Здесь ездят медленнее, яростно ворчу.

Фото по пути:

На подъезде к Домбаю — наш самый любимый участок этой дороги. Мягкий такой серпантин через лес, мало машин, идеальное покрытие, а в хорошую погоду — еще и горы впереди. В прошлый раз мы здесь останавливались у реки Муруджу, а нынче решили сходить к водопаду Шумка. Специально не планировали, просто я увидела указатель и подумала, а почему бы и нет, охота было пройтись после сидения за рулем.Проход оказался платным — по 100 р/чел. Идти недалеко, что-то около 1 км или даже меньше. Вверх по тропе сквозь лес, потом переход по мостику и уже на месте. Забавно, но водопад Шумка оказался единственным водопадом в этом путешествии, до которого я не дошла. Накануне там прошли сильные дожди, река поднялась и подзатопила подходы к лестнице. Пролезть можно, но с применением акробатических навыков. Сашка залез, посмотрел оттуда на водопад, вернулся и сказал: «Нууу, так». После водопадов Джилы-Су и Терскола этот его явно не впечатлил. И я не полезла, чтоб ноги не замочить. Просто погуляла такая)))

Заселение в Домбае. Комфортно, вкусно, колоритно

Въезжаем в Домбай и почти сразу поворачиваем налево, к отелю «Звездный». Я здесь забронировала номер, подкупивший меня, в первую очередь, ценой — 1350 р/сутки. Со всеми удобствами, включенным завтраком и хорошими отзывами. Однако реальность разошлась с ожиданиями. Она оказалась круче.

Во-первых, вместо стандартного номера нас поселили в 2-х комнатный полулюкс. Во-вторых, еда здесь оказалась не просто вкусной, а обалдеть, какой вкусной. Бесплатные завтраки, и ужины за 250 р/чел, дадом, можно сказать. Ужины — это вообще шедевры. В-третьих, телескоп у входа. Пусть мне не удалось в этот раз в него посмотреть, но сам факт его наличия! Ну, и сам хозяин, Халит. Очень интересный и колоритный человек, часто с ним беседовали, столько всего порассказывал. Диалоги в начале знакомства:

Я:
— Пишут, что у вас повар замечательный.
Халит (грустно):
— У меня нет повара.
Я (растерянно):
— Ааа… вам готовят где-то в другом месте?
Халит (совсем убитым тоном):
— Нигде мне не готовят…
Я: замолкаю в полном недоумении.
Халит (довольно сощурившись):
— Потому что я сам готовлю. (И ржет такой, глядя на мою растерянно-возмущенную рожу)

Или еще:

Я:
— А не знаете, на Турье озеро сделали мостик?
Халит:
— Да, сделали.
Я:
— О, круто. Т.е. сейчас без проблем туда можно дойти?
Халит (опять мрачнеет):
— Нет, нельзя.
Я (в оторопи):
— Почему??
Халит (доверительно):
— Сейчас — нельзя. Потому что поздно уже. А завтра можно.

Вот тролль, а?)))

Вечер, горы в облаках, свежо. Поскольку на ужин в гостинице мы опоздали, дошли до кафе. Баранина по-домбайски, тушеная говядина с овощами, мне глинтвейн (ну наконец-то))). Хорошооо. Где-то у противоположной окраины Домбая запускают роскошный салют (в честь нашего приезда несомненно). Все, спать, мгновенно отрубаюсь.

Заброска к альплагерю Алибек. Пропуска в погранзону

9 день

Подъем, завтрак — и я отправляюсь искать машину для заброски к Турьему озеру. На внедорожниках могут довезти до альплагеря Алибек, это в 4 км от Домбая. Так-то недалеко совсем, но дорога каменистая и все время вверх, мы решили туда взять машину, а обратно уже самим спуститься.

По заброске на машине. Водители обычно предлагают забросить-подождать-увезти, и все это за 3 тыс. Смысла в этом нет, проще взять отдельно заброску (1 тыс с машины) и отдельно возвращение (та же 1 тыс). Вы сэкономите тысячу, а ждать вас там они все равно не будут, проверено, уезжают только так, если есть возможность кого-то подвезти.

Стоянка водителей в Домбае располагается рядом со Сбербанком, напротив мечети. Выбираю уазик с открытым верхом, традиционный разговор о том о сем, короткий торг — и нас соглашаются забросить наверх за 1000, вместо 1500. Отлично. Заезжаем в гостиницу за Сашкой и вперед. С собой термос с чаем и печеньки. Погода — супер, ясно и нежарко, в самый раз для горных прогулок.

Виды Домбая:

Почти сразу на выезде из Домбая пункт оплаты и выдачи пропусков в погранзону. Точнее, это даже не пропуск, а договор с Тебердинским заповедником об «оказании экскурсионных (туристских) услуг, направленных на удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей». Чудесная формулировка))) Договор дает пропуск на маршруты в ущелье Алибек, к Суфруджинским водопадам, Чучхурским водопадам и к водопаду Девичьи косы. Заполняю от своего имени и вписываю туда Сашку. Оплата — 200 р/чел.

Мы стартовали довольно рано, но народу уже прилично. Большинство идут по дороге пешком, группы одна за другой. На КПП возникает затор, не успевают всем раздавать договора и собирать деньги. Обгоняем на машине основной поток, ура. Хочется относительного безлюдья на маршруте. Дорога швах, на обычной машине не проедешь.

Маршрут к Турьему озеру. Ледник Алибек

Минут через 20 выгружаемся у альплагеря и вперед по тропе, через альпийские луга. Жарко. Вскоре подходим к пограничному пункту. Там снова небольшой затор. Пограничник очень внимательно и неторопливо изучает договора и паспорта, сличая фотографии.Вскоре развилка с указателями. Основная часть туристов здесь уходит налево, к Алибекскому водопаду, до которого совсем недалеко. А мы идем по правой тропе, к Турьему озеру. Тропа менее натоптанная, но маркировка имеется. Сначала по лесу, в котором разливается множество ручьев. Скачем. В одном месте даже разулась, босиком переходила. Потом начинается подъем. Впервые пригождаются оффлайн карты — кое-где сбиваемся с тропинки, по картам снова ее находим. Впереди открывается вид на ледник Алибек.

А потом, собственно, та речка, о переправе через которую я спрашивала у Халита. Наш водитель говорил, что в этом году через нее построили отличный мост, красивый, все такое. Но его снесло. И сейчас там, хм, как бы тоже мостик… из трех тонких бревнышек. Смотрю сейчас на фотку и кажется, что там перейти — плевое дело вообще, пара шагов. И речка ерундовая. Но в реальности все веселее. В итоге, я передала Сашке все вещи и фотик, а сама перебиралась «по-голлумовски». Заключительный рывок круто вверх — и вот и оно, Турье озеро, капля бирюзы меж гор. Походили вокруг, слазили на гребень.
Ледник Алибек грандиозен.

Алибекский водопад. Среди радуг

Дальше пошли к Алибекскому водопаду, но не возвращаясь к развилке, а напрямую, по полуофициальной тропе. Она порой теряется, но помогает маркировка на камнях. Там еще шла группа с проводником, мы держались у них в кильватере, посматривая, куда они идут.

По пути: На подходе к водопаду — спуск по навешанным перилам. Нормально, несложно. К Алибекскому водопаду выходим под самым сливом. Масса воды низвергается совсем рядом, стоишь в облаке брызг, а вокруг мерцают радуги. Ну, и обратно — вниз, по хорошо натоптанной тропе. У альплагеря попили чаю, перекусили. Топать по дороге лееень, ноги гудят. Объединились с еще одной парой, зафрахтовали машину, по 500 р скинулись с каждой пары. В Домбае заскочили в магазинчик, купили фруктов. Хотели арбуз, но там с ними дефицит, надо было в Черкесске покупать, не знали. Итого, маршрут у нас занял примерно 5 часов. Очень рекомендую всем, кто будет на Домбае. Очень зрелищный, насыщенный и не длинный по километражу. Такой, в стиле «Индианы Джонс». Джунгли, спуски, переправы, водопады. Дети, думаю, вообще в восторге будут. Но физически тоже придется придется попотеть, мы пришли домой и просто пластом упали.

Мне показалось, что мы удачно выбрали направление — сначала на Турье, а потом на водопад, а не наоборот. Те люди, которых мы встречали, идущих во встречном направлении, дюже кряхтели и говорили, что им пришлось трудно. Думаю, это подъем на водопад оставил такое впечатление, там, где как раз перила. А вниз слезать — мило дело.

Палки. Это стало прям актуальным вопросом в этом путешествии. Почти все туристы на маршрутах с треккинговыми палками, а мы нет. Ни разу с ними не ходили, специально покупать — не пойму, а надо ли. Руки занимать, фоткать на ходу неудобно. Но, с другой стороны, ну не зря же народ так активно с ними ходит, явно есть какие-то ощутимые плюсы. Сашка чаще всего находил на маршруте какую-нибудь палку и гонял с ней. Иногда я тоже. Вроде хватало. Но надо все-таки попробовать с палками, как белые люди.

Продолжение — «Домбай. Суфруджинские водопады»