Пятигорск, урочище Джилы-Су и Долина нарзанов | Путешествия от Анютыча

Пятигорск, урочище Джилы-Су и Долина нарзанов

О нашем путешествии 2021. Маршрут: Екатеринбург — Пятигорск — Терскол — Домбай — Архыз — Южная Озереевка — Феодосия — Екатеринбург. 6937 км. 27 дней (03.07.2021 — 29.07.2021). 121 800 рублей. 2 человека. 15 регионов. 1043 фото. Температура: от +5 до +39. 40 кг съеденных арбузов (плюс-минус) и 4 торта. 10 прочитанных книг. 331 музыкальная композиция (прослушана раза на 3). Напрашивается банальность о бессчетных впечатлениях, но, думаю, это и так понятно.

Экипаж. Я — водитель, составитель маршрута, фин.директор, фотограф/картограф/биограф, договаривальщик и решатель проблем, гроза и смех переправ и почетный замыкающий на пеших маршрутах. Сын, Сашка (15 лет) — правая рука водителя (во всех смыслах), бухгалтер, диджей, ходячая математическая энциклопедия, организатор стоянок и перекусов, носитель всего, что тяжелее фотоаппарата, и главный сайгак на горных склонах.

Автомобиль. Все тот же нежнолюбимый Форд Фокус, наш Фома, 2004 года выпуска. Пробег на начало путешествия — около 264 000 км. Немолод, да-с, изрядно. С проистекающими из этого. Но все равно для нас самый классный.

Вот они мы и наш Фома: Вообще в этом году планировалась Грузия. Был готов отличнейший маршрут и забронированы отели. Но где-то в апреле я начала смутно подозревать, что Грузия-то, походу, накрывается медным тазом. Ну, что ж, тогда план «Б». Главное — это горы и море. В Архызе мы вообще ни разу не были, в Домбае остались неувиденные места, а в Терсколе просто круто и самые вкусные чебуреки. Ну, и Крым, какое море без Крыма) Бронирую, договариваюсь, готовлю машину. Ииии… поехали.

1 день. Екатеринбург-Кротовка

Ездить в южном направлении мы предпочитаем пикулями, категорически не переваривая трассу М5, да и вообще федеральные трассы с фурами, с одной полосой в каждом направлении. К тому же, в этом году на М5 добавились новые ремонты и мега-пробки. Поэтому я построила маршрут первого дня, исходя из рекомендаций других автопутешественников и вообще исключив М5. Это выглядело вот так:Пермская трасса спозаранку приятна и необременительна, уходим с нее под Кунгуром, пикули еще более уютны и пустынны. Утро, солнышко, первый день отпуска, нефтенасосы, лепота…На подъезде к Дюртюлям нас ждали тучи. Прям ого-го какие тучи. И вскоре на нас обрушился такой ливень… Мы как раз проезжали мимо поселка Венеция. Ну, как проезжали… проплывали. В общем, название поселка полностью себя оправдало)))Обедаем в кафехе и встаем в вялотекущую пробку на М7. Ползем, любуемся на тучи с молниями, слушаем музыку и хлещущий по крыше машины дождь. В Старом Байсарово уходим налево, в направлении на Муслюмово. В принципе, дорога норм, правда там сейчас новую трассу строят, поэтому приходится объезжать вот по такому участку. Но так-то все хорошо, правда-правда))) Этот вариант объезда М5 был для нас в новинку, поэтому я так детально на нем останавливаюсь. Вообще, нам понравилось. Интересная дорога, не заскучаешь. Ужасов ужасных нет, все вполне проезжабельно. Но навыки навигации, ориентирования и преодоления всех видов покрытий прокачиваются прям ощутимо. Я б сказала, что этот маршрут (имею в виду Дюртюли-Бугульма) — для истинных романтиков пикулей.

Что касается навигации. Памятуя о наших склоках и конфликтах с навигатором в прошлом путешествии, я заблаговременно обновила версию Навитела на авторегистраторе, поставила свежую, 2021 года. И это стало приятнейшим сюрпризом. Настолько адекватной версии Навитела я еще не встречала, прям респект и уважуха. Не, ну пару-тройку раз он нам, канеш, устраивал непредвиденные экскурсии по городам и весям, но, по сравнению с предыдущими версиями с извращенной логикой, этот был практически безупречен.

Плюс к авторегистратору я в кои-то веки установила на планшет приложение для пеших бродилок — Osmund. Хотела MapsMe, но у меня версия андроида старая, не получилось. Однако Osmund тоже прекрасен. Реально крутяцкая штука, спустя столько лет до меня наконец это дошло)))

Без особых приключений, практически по пустым дорогам доезжаем до Бугульмы и дальше, к пересечению М5. Вот этот момент стал адреналиновым всплеском. Пересечь под прямым углом без всяких светофоров 2 полосы федеральной трассы, по которой непрерывным потоком несутся фуры — ух, страшновато, особенно пассажиру. Но благополучно проскочили, уходим к Бугуруслану и дальше, к Кротовке, где у нас уже есть проверенное место — кемпинг «Три медведя».

Доезжаем, заселяемся, 1200 номер+50 стоянка. Номер с удобствами, но не так, чтобы «уау», на одну ночь вполне. Банкеты у них там часто проводят, уже три раза попадали, ладно хоть номера отдельными домиками, шум не доходит. А вот кафе по случаю банкета не работало, поэтому ужинали дошираком.

Итого за день — 1034 км, за 15 часов. Свердловская область, Пермский край, Башкортостан, Татарстан, Оренбургская и Самарская области — 6 регионов за день — с ума сойти. Почти как по Европе проехались, еще и с Венецией, ага. Цены на бензин в Башкирии и Татарстане дешевле, чем у нас, примерно на 1 рубль, а потом все, чем дальше к югу — тем дороже.

2 день. Кротовка-Дубовка

Из той же нелюбви к федеральным трассам мы обычно ездим до Балаково левым берегом Волги. Да, неровно, но зато почти пусто. Т.е. наш маршрут второго дня традиционно выглядит так:«Трясогузная» дорога начинается где-то за Чапаевском, если не путаю. В принципе, именно к неровностям дороги мы относимся довольно спокойно, просто скорость выбираешь подходящую и все. Гораздо больше высаживали вспученности асфальта, в самых неожиданных местах, когда эдакие «гребни» торчат. От парочки просто чудом увернулись.

Что в этом году порадовало — делают ведь эту дорогу, реально делают. Помню, ахтунг был около Николаевского — сейчас отличный новый асфальт. И, забегая вперед, когда обратно этим же путем возвращались — ощутимо прибавилось новых участков. Но, опять же, те участки, до которых дорожники еще не добрались, стали совсем печальны. По сути, для меня левобережный путь от Чапаевска до Балаково — это пару часов потерпеть. И не гнать. И внимательно смотреть «под ноги».

В Балаково пересекаем Волгу и вливаемся в общий южный поток. В Сенной встаем в жесточайшую пробку. Сейчас там новую трассу запустили, а мы немного не дождались и успели вкусить все «прелести» старой. 2 часа потеряли.Где-то за Саратовом нас накрыла очередная мега-туча. Дворники не справлялись с потоками воды, видимость почти нулевая, машины все ползут с аварийками, чтобы хоть как-то их можно было увидеть. Для меня путеводной звездой были габариты фуры впереди.

Туча на подходе:После Саратова лечу быстро, стараясь хоть как-то компенсировать потерянное в пробке время. Много, очень много фур и легковух со всех регионов. Вообще, за время нашего путешествия мы пришли к выводу, что фуры — самые адекватные товарищи на трассах. Да, небыстрые, но предсказуемые, порядочные и часто помогают. А вот легионы отдыхающих, рвущихся на юг… Столько нелепых и опасных маневров, столько наглых обочечников, граждан с телефоном у уха — ууу, зла не хватает порой.

Сашка спит. Не устаю удивляться его способности засыпать хоть по 4 раза за день, когда есть возможность. Удобно, блин. Я так не умею.

Грызем орехи с сухофруктами, слушаем музыку. Где-то под Камышином обедаем (уже по сути ужинаем) в кафе «Машенька» — очень рекомендую.

В Дубовку прибываем уже в 20.00 по Москве. В нашей излюбленной гостинице «Дубовка» все уже занято, но администратор подсказала через дорогу отель «Дубрава», даже с каким-то неплохим рейтингом на Букинге. Ну, да, достойный вариант, возьмем его на заметку на будущее.

Столовая была уже закрыта, побродили по ночной Дубовке, всяких сомнительных шашлыков не хотелось, поэтому поужинали булками с соком. Я еще красотка такая — волосы колтуном (в основном ехали с открытыми окнами), левая рука багрового цвета от «водительского» загара. Бродим и не верится — ну надо же, мы уже под Волгоградом. Вроде буквально только что были дома, а тут на тебе — уже под Волгоградом. Песок на улицах, воздух другой, насекомые, розы… и мы такие, вырванные из привычного фона. Бывает иногда, торкает осознание, мол, эка нас занесло.

3 день. Дубовка-Пятигорск

С утра особо не спешим, ехать предстоит меньше 700 км. Все, завершились 2 традиционных «прогонных» дня, теперь уже почти отдых. Звоню из Дубовки в Пятигорск, в наш любимый хостел Централь. Без проблем, номер есть, экскурсию организуем, ждем вас вечером. Как же приятно иметь с ними дело.

Волгоград проезжаем дооолго, какой же он все-таки длиннющий. Да еще на одной кольцевой развязке я затупила, съехала не туда, а дальше односторонка и в результате — нехилый такой крюк по Волгограду с обозреванием окрестностей.

Наконец выезжаем на трассу до Элисты. Погода супер, нежарко, свежо, в самый раз. Начинается степь и прямая лента дороги. Трудно ехать по правилам, но стараюсь. Чтобы скрасить однообразие, начинаем играть с мелким в слова, да так увлекаемся, что почти не замечаем, как проскакиваем насквозь Элисту. Запомнился только моросящий дождь и какие-то деревенские закоулки, через которые протащил нас навик.

А вот потом началась настоящая степь. И вальсирование с тучами. Воздух напоен озоном и таким луговым, влажным разнотравьем, что дышишь взахлеб, будто про запас, почти задыхаясь от жадности. Пустынно, тихо и ветер гонит через дорогу перекати-поле. Очень люблю дорогу после Элисты. А Ставропольский край — это вообще моя любовь. Притом взаимная. Едем, а я блаженно улыбаюсь от того, что мы здесь, и от ощущения, что этот край нас тоже очень-очень рад снова видеть. Глупое чувство, но я до сих пор уверена, что это было именно так. Синь неба, облака, солнце, холмы, сверкающие поля. Ставрополье встречало нас от всей души. Да, и еще была саранча. Впервые в жизни мы попали в стаи саранчи. Такое счастье, что мы в машине. Хотя там реально опасаешься за лобовое стекло, эти животные сантиметров 5-6 размером, и их тьма, чувствуешь себя космонавтом, пилотирующим челнок сквозь метеоритный дождь. Вся лобовуха в оранжевых кляксах. Про фотик даже не вспомнила, а жаль.

И, наконец, вот и они — родные пупыри Пятигорска, как я по ним соскучилась. По-научному эти обособленные горки называются «лакколиты», но у нас прижилось название «пупыри», ничего не знаю))) В Пятигорск мы заехали с переподвыподвертом, навигатор вел одной дорогой, указатели показывали на другую, а мы в итоге двинули по третьей, не смогли выбрать, называется. Ездят здесь быстро, пришлось вспомнить, как это, водить по-пятигорски.

Наше жилье в центре, там же, где и в прошлый раз, 2 года назад. Еще и в ту же комнату заселили, вообще супер. Единственное, с парковкой там не очень, узкий закрытый дворик в форме кишки, и нас нынче загнали в самую глубь. Развернуться практически невозможно, выехать задним ходом тоже анриал, но я оставила эти размышления на потом, а пока мы просто балдели от того, что мы здесь и сейчас.

Пятигорск вечерний — это непередаваемая атмосфера. Зелень, потоки гуляющих, кафешки, кованые ворота, старинные дома, машины с вечным южным «тумс-тумс» из открытых окон. Это бьющая ключом жизнь в декорациях XIX века, сочетание прагматичной торговой ухватки с томной лермонтовской негой. Романтика, темперамент, и эти аллеи, и фонари… Ах, Пятигорск, почто ж Вы так немилосердны к девичьему сердцу?

Душа желала праздника, а желудки — мяса. Залезли в гугл-карты и нашли неподалеку «Шашлычную №1» — самую крутую шашлычную по многочисленным отзывам. Ок, то, что надо. Летняя веранда, огромное блюдо мяса, лаваш, овощи, Сашке — свежевыжатый сок, а мне бокал глинтвейна. Господи, как все это было вкусно, просто не передать. Сидеть летним вечером в центре Пятигорска за сочнейшим шашлыком и бокалом офигительного глинтвейна — вооот, вот оно, настоящее начало отпуска, ура!

4 день. Пятигорск (урочище Джилы-Су)

В 6.30 утра за нами заезжает УАЗ-Патриот, в котором, кроме водителя, уже находятся 4 человека. Компания подобралась хорошая и спокойная. Водителем оказался Василий, тот же самый, который 2 года назад возил нас на Бермамыт. Классный дядька, юморной и просто кладезь информации.

Экскурсия стоит 2500 с человека, ну, и нам еще скидку 5% сделали. Дороговато, но я заранее мониторила цены и была готова к этой цифре. Джилы-Су того стоит однозначно.

Конечно, были мысли поехать своим ходом. На Джилы-Су ведет хорошая асфальтированная дорога, и мы даже уже предпринимали попытку в 2017 году туда доехать. Но именно тогда я поняла, что эта дорога, при кажущейся беспроблемности, на самом деле очень непростая. Она вся состоит из очень крутых подъемов и затяжных спусков. Тормозная система и двигатель работают на износ, колодки жгутся только так. Особенно уже ближе к самому урочищу, там такие перевалы… Плюс камни на дороге от осыпей. В общем, без всяких сожалений я решила, что проще отдать 5000, зато иметь здоровую машину, живых нас и получать удовольствие, крутя головой во все стороны, а не сжимать руль, принюхиваясь к запаху горелых тормозов. Но, справедливости ради, скажу, что легковых машин там немало, народ ездит, все вполне реально. Тут уж каждый сам решает, исходя из состояния своей машины и собственных желаний.

Проезжаем через Кисловодск и уходим в горы. Погода пока не сильно радует. Первая смотровая площадка. «Лошадкаааа!» (с) Но атмосферно. Постепенно видимость улучшается. Вторая смотровая, где-то над Долиной нарзанов (туда мы заедем на обратном пути).  Ну, и, наконец, ярко-синее небо и Эльбрус. Находимся на уровне облаков, за ними можно бесконечно наблюдать, обалденно красиво. Народ рассыпается с фотоаппаратами. Смотровая площадка «Аватары». Думаю, понятно, откуда такое название. Рядом находится отличное кафе, мы к тому времени ух как проголодались, так что 2 порции мантов с травяным чаем стали очень кстати. Эльбрус все ближе. Заключительная остановка перед конечной целью. Здесь почему-то, по мнению Василия, нужно обязательно сделать фотографию в шапке. Шапка предоставляется. Ну, ладно, надо так надо))) Уже на подъезде к Джилы-Су сворачиваем направо, пробираясь между пасущимися коровами. Потом немного топаем пешком по тропинке и — вот это дааа, вот это водопадище… Такого мы, пожалуй, еще не видели. Это Каракая-Су (или Тузлук-Шапа, второе название). Мощь. Джилы-Су — это место, где сконцентрировались целебные источники разных видов, несколько водопадов, скальных образований и разных красот. Не считая вида на Эльбрус и другие вершины. Отсюда группы уходят на восхождение по северному склону Эльбруса.

Инфраструктура минимальна: КПП (пропуск 50 р/чел), кафешка, места для стоянки, туалеты и домики барачного типа. Насколько я знаю, народ обычно приезжает сюда лечиться, бродить по окрестностям и плескаться в нарзанных ваннах. Источники тут имеются для любой части организма — почечный, глазной, сердечно-сосудистый, еще какие-то, я не запоминала, их там с десяток, а то и больше.

Обычно летом здесь все усеяно палатками, но, в связи с ограничениями по ковиду, лавочку временно прикрыли и с ночевой не пускают. Ванны для омовений тоже не работают. Зато и народу меньше.

Вот так это примерно выглядит. Эльбрус уже скрылся в облаках, как говорит Сашка: «пока рассказываешь, какая тут погода, она уже 3 раза поменялась». Минералку попили из разных источников, даже не знаю, какие части тела оздоровили. На стоянке около водопада Кызыл-Су мы увидели еще одну местную красоту. Может, даже главную))) Суслики. Или сурки, я в зоологии не сильна. Здесь какое-то фантастическое количество сусликов, они шныряют повсюду, практически едят с рук, а некоторые из них достигают такого размера, что на месте хищников я бы остерегалась на них нападать. После сусликов водопад Кызыл-Су уже не сильно впечатлил))) хотя, конечно, все равно хорош. На него можно посмотреть только сверху.  Долина реки Малка и балка Кала-Кулак (Ущелье Замков). Как такие штуки могли появиться в природе — даже наш проводник не смог ответить. Справа на фото группа с рюкзаками как раз уходит на покорение Эльбруса:А еще там есть не самый ровный мостик. Ну, и водопад Султан. Перед поездкой мне казалось, что он самый впечатляющий на Джилы-Су, но по факту нам больше всех понравился все-таки первый, Каракая-Су. Может, потому что Султан в самом центре урочища, окружен источниками и около него обычно полно народа. Нам дали 2 часа на блуждания, наши спутники это время провели внизу, а мы с Сашкой отправились по тропе вверх. Думали дойти до Калинова моста, но чуть-чуть времени не хватило, а главное, что наверху пронзительный и холоднющий ветер, ладно я в жилетке, а Сашка вообще в футболке пошел, поэтому постарались долго не задерживаться.

Просто разные виды с нашей небольшой прогулки: После этого марш-броска мы с Сашкой как-то стремительно сдулись. Наверное, просто с непривычки к таким интенсивным физ.нагрузкам. Ну, и перепады высот по дороге тоже, думаю, дали о себе знать. Мы осели в машине и, ей-богу, никуда уже не хотели выходить.

Меж тем наш экипаж прибыл в Долину нарзанов, где мы уже были 4 года назад. За это время здесь понастроили всякие туристические объекты — кафе, беседки, лестницы, цивильно оформили источники, вроде и гостевые домики строят. За въезд 50 р/чел. Цены в кафе не из дешевых, хотя терпимо, однако у нас аппетита все равно не было, меня даже как-то слегка мутило. Поэтому мы просто сидели с планшетами на скамеечке, а наши спутники, наоборот, куда-то разбрелись. Неподалеку находятся 3 бассейна и раздевалка для желающих искупнуться в целебной водичке. В одном бассейне вода просто очень холодная, во втором — офигеть какая холодная, а в третьем так просто ледяная. Но желающие все равно находились, так прикольно было смотреть, как народ с визгами туда залазил, молодцы, уважуха.На обратной дороге еще заехали в небольшой магазинчик. Из чего только тут не делают варенье, даже из чеснока и перца чили, с ума сойти…В Пятигорск вернулись уже вечером, душевно поужинали в пиццерии и спать.

Из личных рекомендаций по Джилы-Су:

— Ехать рано утром, после обеда обычно все затягивает тучами.
— Удобная треккинговая обувь (если вы там еще и погулять хотите)
— Ветровки
— Тара под минералку, можно много небольших бутылок, если хотите разные виды с собой привезти. Долго она не хранится, так что 5-литровки брать смысла нет.
— Да и все, пожалуй. Ну, 100%-исправные тормоза, естественно, если на своей машине.

Продолжение — «Водопад Терскол»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.