Севастополь. Объект С-2, «убийца авианосцев» и многое другое
Предыдущая запись — Часть 11. Коса Беляус
26 день. Наш последний день в Крыму и вообще — последний день чисто отдыха, впереди только обратная дорога. На прощание решили побродить по городу.
Объект С2: музей «Подземный Севастополь»
На карте случайно обнаружила музей «Подземный Севастополь», на площади Суворова, к нему сначала и отправились. Это действующее бомбоубежище советских времен, по которому проводят мини-экскурсии, минут на 40 примерно. Цена — 300 р. взрослый билет, 200 р. детский. Антураж там, конечно, в лучших традициях зомби-апокалипсиса. Холодно, мрачно, противогазы, узлы связи и мед.отсеки. Нас впечатлили часы Судного дня (сейчас на них 23:58) и помещение, где, в случае атомной угрозы, сотни людей сидят сутками, спрессованные, как кильки в бочке. Интересно было посмотреть на растения, выращиваемые без солнечного света (это к вопросу о питании). Вообще — любопытно, но на порядок слабже Балаклавского подземного музея (о нем можно почитать здесь). Поэтому, если кому эта тема интересна, то лучше посещать сначала объект С-2, а потом Балаклаву.
Из бомбоубежища выход совершенно в другом месте, в торговом центре. Такой контраст — только что бродили по катакомбам, а тут солнце и модные бутики.
Через Комсомольский парк прогулялись до Банка России, мне говорили, что там обналичка без комиссии (как бы не так, 1% снялся). Заскочили в столовую, гуляем, буквально куда глаза глядят. Завтрашний отъезд заставляет щемительно вглядываться в город, дышать им и запоминать.
Главная Севастопольская бухта. Боевые корабли черноморского флота
В Артбухте взгляд падает на стилизованную в античном стиле моторку, и мы идем в наступление на тетеньку-турагента: «Хотим вон на ту лодку, с загибулинкой». Не вопрос, турагент решительно разрулила все лодки у причала, крикнула: «Подгоняй лодку с загибулинкой!!!», подождали с полчаса, пока наберется еще народ, и отправились на экскурсию в Главную Севастопольскую бухту. В Южной бухте на водной экскурсии мы уже были (об этом можно почитать тут), а вот в Главной, где стоят у причалов современные военные корабли, еще нет. Один из символов Севастополя — памятник Затопленным кораблям. Не затонувшим, как иной раз говорят, а именно затопленным. Во время первой обороны Севастополя по приказу адмирала Нахимова здесь были затоплены несколько десятков наших кораблей, благодаря чему был прегражден вход в бухту для англо-французского флота.Напротив Морского госпиталя — место гибели линкора «Новороссийск» в 1955 году. Трагическое происшествие в родной бухте, в паре сотен метров от берега, когда погибли свыше 800 человек из-за ошибок командования при спасательной операции. Страшная нелепость какая-то, волосы дыбом.
Ну, и военный флот. Сначала матерые ветераны… А напротив — современные крейсеры. Король в бухте — ракетный крейсер «Москва», флагман Черноморского флота. Прозвище — «убийца авианосцев». Кстати, флаги на носах кораблей только напоминают британские. На самом деле, они от них отличаются по цветам, называются «гюйсы» и поднимаются во время стоянок только на кораблях 1 и 2 рангов, во как.
А это «Самум» — малый ракетный корабль на воздушной подушке. Может развивать скорость свыше 100 км/ч, уворачиваться от ракет, а его ударная мощь — примерно, как у эсминца. А вот корабль береговой охраны. У него там наверху такая пушка стоит, несерьезного вида, так у нее скорострельность — почти 100 выстрелов в секунду, корабль нарушителей просто разрезает, как ножом.Ну, и обратно, в Артбухту. Обалдеть, сколько всего нам рассказали и показали за этот час.
Владимирский собор и набережная
Дошли до Владимирского собора, «усыпальницы адмиралов». Здесь захоронены 4 адмирала — Лазарев, Нахимов, Корнилов и Истомин. Время было уже позднее, поэтому собор, конечно, был закрыт. Просто погуляли вокруг.
И снова к набережной. Сашка меня тащит к остановке, а я не могу, не хочу уходить, здесь неимоверно классно, я хочу бродить, слушать всю ночь музыкантов и раздать им все деньги, заходить в каждое кафе, покупать сувениры… В общем, отчаянно хваталась за уходящий Крым, но сын был непреклонен)) Про Севастополь. Это город со светлой душой. Город, который стоял, стоит и будет стоять на защите, потому что он иначе не умеет. Город, очень внутренне сильный, с чувством собственного достоинства, но совершенно без спеси и самолюбования. В нем белые здания и зеленые дворы, в нем много якорей и морской формы, в нем множество бухт и кошек. В нем самые обычные жители — совершенно разные. В нем история, память и спокойная сила. С этим городом хочется быть, в невзгодах и радости. Мне хорошо в нем, даже толкаясь в маршрутках, или когда вечером не можешь найти ни одного круглосуточного магазина, или когда стоишь в пробке… мне в нем хорошо.
Обратный путь в Екатеринбург через трассу М4-Дон
27 день. С утра махом собрались и двинули в обратный путь по трассе «Таврида». Почти вся она в хроническом состоянии стройки, движение небыстрое. На объезде Симферополя — дикие пробки.
Заправок на новой трассе еще не построили, поэтому на мост въехали с почти пустым баком и горящим значком. Сразу за мостом Лукойл, еще когда ехали в Крым, видели, какие тут очереди, думали — ну что за балбесы, кто тут заправляется. А сейчас — сама встала в эту очередь, балбесина)))
Обед в отличнейшей столовой в районе Темрюка, двигаем к Краснодару, который планировали задеть лишь вскользь, уйдя по объездной на М4. Так оно, в принципе, и вышло, но только в Краснодаре стоит всё, включая объездную. Это худший город по организации дорожного движения из всех, где я была.
Почти сразу на М4 начинаются табло о платном проезде, но фактически первый пункт оплаты — только километров через 200 после Краснодара. Мы планировали в этот день доехать до Ростова, но симферопольские и краснодарские пробки внесли свои коррективы, и мы встали буквально сразу за Краснодаром, километров через 100. Мотель «Поляна» при Роснефти, кафе «Подсолнух»… ну и мы такие тут, жужжим)) 28 день. Нынче я решила в принципе избежать Волгограда и этого вечного тягомотного участка вдоль Волги. Поэтому едем по М4 аж почти до Воронежа, примерно 700 км отличнейшей 4х-полоски, и никаких фур впереди, красота. Правда, я чего-то не выспалась, поэтому до обеда была кисла, аки капуста, но потом ничего, развеялась.
Примерно так выглядит маршрут этого дня:Вскоре начинаются пункты оплаты. Всего нам пришлось заплатить 3 раза — 200, 140 и 60 рублей, т.е. в сумме — 400 р. Я первый раз ехала по платной трассе и наивно предполагала, что там будут стоять знаки 110. Как бы не так, точно такая же дорога, с обычным скоростным режимом. Честно говоря, я вообще не поняла, а за что платим-то? Ближе к Воронежу М4 становится просто вопиюще ровной и прекрасной, и, заметьте, бесплатно. Единственный ремонтный участок — в Лосево, но он небольшой. В Богучаре уходим с М4, через Калач… А дальше нас навигатор повел такими замысловатыми дорожками, что я даже сейчас не могу точно восстановить наш путь. Наш коронный вопрос на этом участке — «А где Саратов-то?»
Дорога в целом нормальная, примерно на уровне наших дюртюлей-пикулей, даже, может, и получше. Фур нет в принципе, пейзажи живописные. Сказочная такая, хоббитская дорога. Но и идет она через какой-то хоббитон, простихосспади. Куча селений и поселков, какой-то понтонный мост еще был, еще своротка в психиатрический санаторий («Нет, Саша, нам еще не туда, и не уговаривай» )… Здорово, но ощущение прям пикулей-пикулей, и не всем, думаю, это понравится, поэтому — на любителя, однозначно рекомендовать не буду. Но мы там будем ездить, да.
А еще там лес. Деревья, настоящие большие деревья. Много деревьев. После Дагестана и Крыма — вы понимаете, что значит увидеть лес?)) И нежарко. Мы просто пищали там от восторга.
Выпадаем на трассу Воронеж-Саратов, и она оправдывает наши самые смелые ожидания. Она новая, 4-х полосная, пустая и прекрасная. Вечер, Сашка спит, а я лечу. Встаем на ночевку в Калининске, за 70 км до Саратова. Гостиница не очень, но потянет.
За день проехали, получается, почти от Краснодара до Саратова. Кому как, но для меня это нереально, если ехать обычным путем. На фото — заворонежские дорожки, которыми мы ехали. 29 день. За завтраком встретились с семьей из Тюмени, ехали на юг. Спрашивают: «Как оно там?» — «Жарко», — отвечаем мы, с наслаждением кутаясь в кофты. Вообще много уральских номеров, но не Свердловской области, а башкирских, челябинских… Интересно, я думала, этой дорогой мало кто ездит от нас.
Объездная Саратова, Балаково, где уходим на левый берег Волги. Едем через Пугачев, дорога стала лучше, по-моему, самые противные участки почти заделали, средняя скорость 80-90. По совету с Дрома уходим на М5 не в Бугуруслане, а раньше — в Похвистнево, и это гораааздо лучший путь, быстрее и без ям.
Погода мрачная и тучная, от дороги устали. Вяло обсуждаем, куда поехать в следующий раз. Больше всего пока нравится вариант снять домик в деревне и никуда не ездить. Ни-ку-да))) Выходим на М5 и встаем на ночевку где-то под Кандрами.
30 день. Холодина, блин. Под моросящим дождем едем по М5, немного постояли на ремонте в Кандрах. По встречке караваны машин с автобоксами на крышах, на юга народ едет… а мы домой.
Не знаю, кому там нравится ездить по М5. Фуры-фуры-фуры… скорость 70, иногда обгон, короткий рывок — и снова фуры… Из-под одной из них нам в лобовуху прилетел камень. Сначала ничего не заметила, а потом пошла трещина. Менять теперь надо. Вот недаром я М5 не люблю.
Была мысль доехать до Сима и уйти на Месягутово, как все нормальные люди ездят, но терпелки не хватило, поэтому свернули на Чекмагуш и Дюртюли. Как тут хорошо после М5…
Без проблем уходим через Дюртюли по уже привычной дороге и в Куеде закольцовываем наш маршрут — именно здесь мы в 1 день свернули на Казань. Легко и быстро доезжаем до Пермской трассы, думаем — хо-хо, даже раньше намеченного времени приедем. Ню-ню. В воскресенье вечером почти весь Московский тракт стоит, где-то начиная с Бисерти. Еле ползем. Все диски уже переслушаны, музыка не лезет просто. Развлекаюсь тем, что перекатываю в голове воспоминания, где мы побывали. Как шарики четок, теплые такие, разные) И с мелким в слова играем.
И вот, часов в 19 мы въезжаем в Екатеринбург. Здравствуй, родной наш город. Когда заходим домой, просто ошалеваем, как же здесь хорошо… Мы вернулись. 9438 км. 30 дней. Мы это сделали.
Подведение итогов путешествия 2019
Финансовая раскладка
Итак, 30 дней, 2 человека, 9438 км, автомобиль Форд Фокус, объем двигателя 1,6 л.
Всего потрачено — 112 312 рублей. Из них:
Бензин — 27 743 р. (средний расход — 6,2 л/100 км)
Жилье — 35 540 р. (средняя стоимость — 1 225 р/сутки)
Еда (включая мороженое и разные вкусняхи) — 29 659 р. (в среднем — 988 р. в сутки на двоих)
Культ.программа (билеты, каяки и т.д.) — 14 352 р.
Общественный транспорт — 790 р.
Автосервис — 550 р.
Платные дороги — 400 р.
Разное (сувениры, вино) — 3 278 р.
В среднем путешествие вышло в 3 743 р. в сутки. Раньше у нас было 3 500, но сейчас и цены выросли, и Сашка стал больше есть))) Так что нормально. В принципе, я вписалась в бюджет, примерно так и рассчитывала.
Еще в бюджет забыла включить штраф — 500 р (50% от 1000). Единственный штраф за всю поездку, и тот липовый (развели на «Тавриде»). Хотя неделю после возвращения с содроганием открывала почту, ожидая, что придут еще, но больше не было. Где-то я молодец, а где-то просто повезло.
Машина — безупречна. Фомка у нас умница. Из поломок — подушка крепления глушителя (починено), трещина на лобовом и потерянная крышечка на бампере, куда крюк вкручивается, но это у нас хроническое, я ее уже 2 раза покупала, хоть на клей приделывай. А, еще предохранитель один перегорел.
Одежды, как всегда, набрали с избытком, а вот воды можно было взять больше. И соков, на юге дорогие соки в коробках. Брать крем от солнечных ожогов. С музыкой тоже что-то нужно делать, не хватает новой катастрофически, буду прям целенаправленно в течение года собирать. Навител — переустановить обязательно.
Вроде по бытовым моментам всё.
Ну, и вообще итоги, а заодно и послесловие.
Маршрут нам понравился. Он получился хорошо сбалансированным и разнообразным. Не было гонки, все достаточно спокойно. Здесь была и движуха, и история, и праздное ничегонеделание (тоже обязательный пункт). Вволю спали, вкусно ели и много болтали. Повидали снежные вершины, степи, моря, реки и пустыни. И это все за месяц. И это все — в одной стране, в нашей. Познакомились с новыми городами, они классные, разные, каждый со своим лицом и характером. Это огромное удовольствие — бродить вечером и дышать незнакомым городом.
Гармоничный получился маршрут, ничего лишнего. Блеск Казани, колорит Астрахани, экзотика Дагестана, романтика Пятигорска, сказка Гуамки, благородство Севастополя — каждый аккорд прозвучал чисто и сильно. Хорошая получилась музыка)
Из того, что можно было бы дополнить. Мне немного не хватило гор. Именно больших гор Кавказа. Бермамыт стал единственной вылазкой, а хотелось бы еще. Не хватило песчаных пляжей Крыма, там бы дня на 2-3 зависнуть, эх, а не на несколько часов. Черное море — все-таки оно такое… яркое, прозрачное, соленое) Там буквально из воды не хочется вылазить.
Сашке не хватило физической движухи. Он этого не скажет, но я-то вижу) Верховая езда, скалолазание, плавание, те же каяки, ролики, да просто с рюкзаком куда-то пилить — ему нужна активность, мышцы требуют. Да и мне подвигов не хватало. Честно говоря, уже начала ломать голову, что бы нам замутить-то такого на следующее лето. Чтобы не просто в машине рассекать, но и самим куда-то забираться. Там удовольствие еще круче.
Ну, и почти 9,5 тыс. км — это все-таки очень много. И для меня — как водителя, и для Сашки — как пассажира. Очень устали под конец, я никогда так не уставала. Только спустя месяц возникло снова желание куда-то ехать, а то уж думала, что все, накаталась))) Ан нет, дорогу так просто не вытравить. Но таких километражей нужно избегать, это я для себя поняла. Тысяч 7-8 — еще нормально, но не 9,5. Лучше тогда делить на несколько поездок, или ждать, когда Сашка получит права, мы и так уже планы строим.
Хочу сказать спасибо. В первую очередь, моему сыну. Я без него, как Фродо без Сэма, никуда бы не добралась))) Мой лучший друг и помощник. Еще огромное спасибо моей маме, за заботу о нашем коте и о нас, гуленах. И всем читателям этого сайта и отчета.
До новых путешествий!
Добавить комментарий