Степанцминда, крепость Ананури и дорога в Местиа
Это первая часть отчета по нашему летнему автопутешествию 2023, маршрут которого пролегал через Грузию, горную Ингушетию и Кабардино-Балкарию. 24 дня, 6780 км, 2 человека (я и 17-летний сын Сашка), автомобиль Форд Фокус — все традиционно. Без особых происшествий добравшись до Пятигорска и отведав офигенно вкусных местных шашлыков, мы были готовы к переходу границы. Но погода была с нами не вполне согласна.
04.06.23. Пятигорск-Степанцминда
С раннего утра мониторю все ресурсы на предмет погоды на перевале. Новости неутешительные: штормовое предупреждение и сильнейшие грозы. Дождь меня не сильно пугал, но вот вероятность оползней — очень. Вся в сомнениях, я даже предложила Сашке план «Б» — вместо Грузии от души потусить в полюбившемся обоим Пятигорске, а потом в Терсколе. План был соблазнителен, и мы какое-то время над ним серьезно размышляли. Но решили, что нет, попробуем. В конце концов, будет сильно паршивая погода — развернемся.
По графикам погоды вырисовывалось, что «окно» между грозами будет только после обеда. К 16.00 нам нужно было прибыть во Владикавказ, заправиться и двигать на переход. Имели шанс проскочить. Ювелирный расчет был, на самом деле. Я реально очень боялась ехать в грозу по ВГД.
Полезные ресурсы по Грузии, которыми я пользовалась:
1) http://t.me/+T38KGi2xcmRhY2Yy Актуальные отчеты о времени прохождения границы.
2) https://t.me/verhniy_lars Более общая информация о границе — новости, ремонты, перекрытия, авиасообщение.
3) https://kray-zemli.com/forum/threads/pogoda-v-verxnem-larse-i-na-perevale.13/ Погода на границе, перевале и в других ключевых точках. Информация обновляется каждый час.
4) https://police.ge/protocol/index.php?lang=en# Мониторинг штрафов. Выбираете «Поиск по номерному знаку».
С утра прогулялись до столовой, неспешно собрались и ближе к обеду выдвинулись из Пятигорска.
Трасса Пятигорск-Владикавказ отличная, часть — автомагистраль. Говорят, с нее в ясную погоду видно Эльбрус, но сколько мы здесь не проезжали — все время горизонт был в облаках. Сашка спал почти всю дорогу.
Во Владикавказе хмуро, пасмурно, явно недавно прошел дождь. Идем точно по погодному графику, отлично. Заезжаем на заправку. Бензин в Грузии ощутимо дороже, поэтому все стараются заправиться по максимуму. И туалет — мало ли, сколько на границе стоять в очереди придется. Большая лукойловская заправка бурлит, грузинские номера вперемешку с российскими.
На парковке у ТЦ по соседству увидела такси, на которых можно добраться из Владикавказа до Тбилиси при отсутствии машины, цену не знаю. Поглядела на отсутствие номера и разбитый бампер и подумала, что поездка на таком такси, судя по всему, сулит немало приключений)))
Ну, и вперед, к границе. Массив гор подступает вплотную, слева шумит Терек. Настроение — хоть эпическую музыку включай))Длинная очередь из фур начинается задолго до границы, нужно ехать вдоль нее. Также нужно выключить видеорегистратор, если есть (на обратном пути забыла выключить, отругали). Приготовить загранпаспорта и документы на машину. И стараться держать минимальную дистанцию от впередиидущей машины, иначе, глазом не моргнешь, туда вклинится авто с 15 регионом на номере.
Всего прохождение обеих границ заняло у нас 1,5 часа. Можно было еще быстрее, если бы я там в одном месте не затупила. На КПП все в ремонтах, но, в целом, очередь движется достаточно бодро, особенно на грузинском. Немного опасалась, что придерутся к Сашкиному заграну — там фото юного отрока 10 лет, который мало похож на нынешнего 17-летнего дылду. Но никаких вопросов не возникло.
Российский КПП проходят водители с пассажирами вместе. Осмотр машины — салон, бардачок, багажник. Потом 7 км нейтральная полоса. Там 2 тоннеля. Будьте крайне осторожны в первом. Освещения там нет и дорожного покрытия, считай, тоже — яма на яме, глубокие. Все ползут медленно. Самые неприятные заторы, судя по отчетам, возникают именно в этом тоннеле, когда кто-то вылазит на встречку и полностью все закупоривается.
Грузинский КПП — просто прелесть. Никакого осмотра, протянул документы, через минуту получил обратно со штампом. Пассажиры проходят отдельно, через здание, потом встречаетесь после кпп.Пункты оформления страховки и обмена валют встречаются еще и на российской стороне, но я оформила уже в Грузии, через 3 км после границы, за тоннелем справа, ориентируйтесь на флаг, если что. Обмен здесь, конечно, по конскому курсу, поэтому поменяла только 31 лари (1300 р) — чисто для покупки страховки на 15 дней. До Степанцминды примерно километров 20. В целом, нормальная дорога, в одном месте только ремонтные работы были. Но ехали все равно в напряжении — сумерки, тучи, нависающие горы, другая страна… В общем, немного волнительно. В Степанцминде у нас был забронирован Hotel Nestt, 90 лари (завтрак включен). В бронировании значился номер с 2 кроватями, но я не ожидала, что это окажется отдельное шале с собственной террасой и нереальным видом на Казбек. Рекомендую — не то слово. Пожалуй, в числе лучших мест, где мы когда-либо жили.
Пара небольших даже не минусов, а особенностей, наверное. Душ и горячая вода. Это вообще фишка почти всей Грузии. Почти везде душ у них никак не отгорожен от туалета. В лучшем случае будет небольшой бортик и шторка, но часто и этого нет. Естественно, в процессе принятия душа мокрым становится вообще все. Я не знаю, почему у них так, это же неудобно. Но вот такая грузинская особенность, только привыкать. Ну, и горячая вода очень часто идет из водонагревателя, которого хватает очень ненамного. Т.е. постоять в душе — это не для Грузии (не везде, но много где). Здесь счет буквально на минуты — заскочил, голову намылил, смыл уже прохладной, выскочил из-под холодной. В целом, наверное, тоже можно как-то приспособиться, но у меня что-то плохо получалось)))
Хозяйка, Нино, принесла нам в качестве комплимента яблочный пирог и оладьи, этого как раз хватило для ужина. Когда стемнело, я выбралась с фотиком на террасу. Загорались звезды, внизу светящейся змеей лежала Степанцминда, а впереди возвышался снежный горб Казбека и горящая желтым маячком церковь Святой Троицы.
05.06.2023. Степанцминда-Местиа
Утром с террасы нас ждали такие виды: А над Дарьяльским ущельем, которое мы вчера филигранно проскочили, нависли вот такие тучи и всю ночь там сверкали молнии:Вообще с этого дня у нас началось вальсирование с обширным грозовым фронтом, пришедшим на Кавказ в тот период. Танец прошел безупречно, и лишь единожды, под конец отдыха, непогода смачно наступила нам на ногу.
Завтрак нас уже вовсю ждал, запутались в часовых поясах и немного опоздали.В гостиной я, конечно, не могла не подойти к книжным шкафам. Но в кои-то веки их содержимое мне ровным счетом ничего не сказало)))Потом пошли в центр, менять рубли на лари и покупать симки.
Надо сказать, что я гуманитарий. С математикой мне волей-неволей приходится сталкиваться, но это больно как для меня, так и для математики. Поэтому при взгляде на табло обменников я была воплощением вот этого мема:Сын-математик стал спасением, а то я впадала в ступор при каждом обмене. Фотка курса, если что, не моя, но цифры на тот момент были похожие:В Степанцминде мы поменяли 35 000 р и получили 1015 лари.
При обмене симок разговорились с продавцом, и тот, узнав, что мы сегодня хотим доехать до Местии, с сомнением покачал головой и рекомендовал разбить этот участок на 2 дня с ночевкой в Кутаиси. Я, конечно, поблагодарила, но про себя сказала «ха!». Всего-то 560 км, и частично — по автомагистрали, ну какие 2 дня, о чем вы.
Ну… в общем, если что, продавец был прав. Либо надо выезжать из Степанцминды рано утром и нигде не останавливаться. Мы же выехали только часов в 11.
В доме Нино есть место, где посетители оставляют свои отзывы и пожелания. Из каких стран там только нет записок… Оставили и мы 🙂Военно-Грузинская дорога… Возможно, в ясную погоду она вообще бьет наповал своими видами, но даже и в пасмурную Сашка не выпускал из рук фотика. Серпантины, конечно, ммм… огнище!
Про дорожное движение в Грузии
В Грузии водят — как дышат. Естественно и не по правилам. Нет, ну не всегда, конечно, но очень часто. И это для их дорог совершенно оправдано. Я сейчас говорю о трассах, в первую очередь.
Сейчас будут крамольные вещи. Ехать посередине дороги (при отсутствии встречки, конечно) — это нормально, потому что сбоку могут скатываться камни или выходить коровы, повсеместно пасущиеся на обочинах. Обгонять через сплошную — это не то, чтоб правильно, но это в порядке вещей, потому что зачастую иначе там не обогнать. Более того, даже полицейские машины там спокойно гоняют через сплошную. Т.е. есть правила и есть здравый смысл. И вот там, где нет камер, в Грузии ездят, исходя из здравого смысла. Не гоняют, заметьте (в отличие от Дагестана) — на автомагистрали, где я ехала в среднем 110-120 км/ч, я обгоняла 90% грузинских машин. Они не спешат, это я еще в первый наш визит сюда заметила. Но они и не формалисты ПДД.
Самая моя большая боль — это количество населенок. Мелкие деревушки буквально непрерывно, одна за другой. И навигатор отображал только половину из них, а еще у некоторых знаки населенного пункта находятся где-нибудь в кустах, так что их и не заметишь… В общем, не раз и не два получалось, что нарушали скоростной режим. Удивлена, признаться, что не пришло ни одного штрафа.
Далее. Обратите внимание, что допустимое превышение скорости — до 15 км/ч, не 20, как у нас. Непривычно, очень. Ближний свет в дневное время не обязателен.
Звуковые сигналы — это отдельный язык на грузинских дорогах. Я, если честно, не успела разобраться во всех интонационных особенностях и не всегда могла отличить приветствие от благодарности или предупреждения. Но это реально клевая система сигналов, которая очень нужна на горных дорогах в частности.
Животные. Это жесть, канеш. На автомагистрали — коровы на проезжей части, реально, сами видели. Коровы, свиньи, овцы… Нужно постоянно держать под контролем обочину.
Камеры вроде только стационарные, предупреждающие знаки имеются, но, возможно, есть камеры и без знаков. Много полицейских машин.
В целом, мне было абсолютно комфортно на грузинских дорогах. Спокойно, даже на серпантинах. Маневры совершают быстро, спокойно и уверенно. Плюс безупречная этика и взаимопомощь на дорогах.
По пути остановились у Жинвальского водохранилища и крепости Ананури. На заметку: парковка у самой крепости платная, но можно спокойно и бесплатно встать на другой стороне дороги. Вход в крепость также бесплатный.
Здорово погуляли. Повезло, что народу было немного, подозреваю, что в сезон здесь яблоку негде упасть. Полазили по стенам и башням, полюбовались лазурью воды сквозь бойницы, заглянули в часовню. Прекрасное место. Не доезжая до Тбилиси, уходим направо, по направлению на Батуми. И вот она — долгожданная автомагистраль.
Строительство магистрали Тбилиси-Батуми еще не завершено, но, если на глазок, то процентов 70-80% уже готово. Т.е. основной отрезок со стороны Тбилиси — потом участок старой дороги вперемешку со стройкой — и снова магистраль уже до Батуми. В километрах точно не скажу, не засекала. Масштабы строительства циклопические, немудрено, что продвигается небыстро.
Все в тучах, иногда сбрызгивает дождем. Потом вдали появляются огромные ветряные мельницы, будто из каких-то фантастических фильмов. Очень поражают своими размерами. Кажется, что лопасти вращаются медленно, но если соотнести с их размерами, то скорость вращения там просто офигенная. Сашка был очень впечатлен. Ну, и просто какой-то из тоннелей, фотка не удалась, но почему-то все равно нравится.В районе Зестафони вдоль трассы начинаются ряды торговцев продуктами разных ремесел — глиняная посуда, еще что-то, не помню. Мы же тормознули там, где продавали назуки — сладкий грузинский хлеб с изюмом и корицей. Купили 2 (две? два? не знаю))) назуки, горячие, по 3 лари/шт, и поедали их по дороге. Вкусно, хотя и такой, своеобразный вкус. Фото из сети.Потом уходим по указателям на Сухуми. Море будет у нас после, а сначала — горная Сванетия.
Непрерывная череда аккуратных деревень, вся дорога — одна сплошная населенка с частными домами и робкими пальмами вместо берез. Просто ехала 70 км/ч весь отрезок. Утомляет. Наконец, въезжаем в Зугдиди, и поворот на Местию. Остался последний отрезок, 100 км, именно через горы. Продавец симок в Степанцминде что-то упоминал про 2 перевала, ну да и ладно, светло же еще. Пфф, уж 100 км-то хоть как проедем.
Скажу сразу, эти 100 км мы никогда не забудем. Но начиналось все неплохо и очень атмосферно. Практически пустая дорога, вскарабкивающаяся вверх, и все в облаках. Тихо и малость зловеще. Красиво до муражек. Ехать было трудно, т.к. мне везде хотелось остановиться и пофоткать. После какого-то безвестного водопадика, поглядев на часы, мы решили что все, больше не останавливаемся. Оставалось километров 70. А дальше началось самое интересное. Как-то вдруг резко стемнело (ну да, горы как-никак), но самое паршивое, что сильно ухудшилось покрытие дороги. Притом не равномерно, а в совершенно непредсказуемых местах. Т.е. самое лучшее — это сильно уставший асфальт, худшее — полное отсутствие покрытия да еще с пересечением ручьев. А в основном — это ямы, щебень и камни от осыпей. И все это в темноте. Да на извилистом серпантине, где с одной стороны склон, с которого в любой момент может что-нибудь прилететь по крыше, а с другой — отвесный обрыв, ограждение которого есть отнюдь не везде, а в иных местах оно очень многозначительно проломлено. И никого. А в темноте за обрывом сверкают молнии.
Когда возвращались обратно этой же дорогой, конечно, все выглядело и воспринималось совсем по-другому, при дневном-то свете. Ну, да, коцаная дорога, но отнюдь не ужас-ужас. Но в тот первый раз, ночью, это была жесть. Сочетание факторов: профиль дороги+рельеф+темнота+плохое покрытие+общая усталость. Для полного счастья не хватало только дождя, но спасибо, хоть он не полил.
Оптика в машине у меня слабая, ехали, конечно, с дальним. Сашка приник к лобовухе и пытался отслеживать появление ям. Кормил меня ореховой смесью, потому что оторваться от руля и отвести взгляд от дороги было невозможно, а от нервного напряжения какое-то энергетическое голодание настало. Оба считаем оставшиеся километры и уповаем, чтобы не полил дождь.
Один раз встали на тех.остановку, вышли из машины. Темнота, тишина, какие-то горные пикуля, никого. И мы такие одни стоим. Пипец ощущения, вот правда. Сети, кстати, нет. Сын невинно интересуется, пройдет ли сигнал в экстренные службы, если что.
В какой-то момент, озаряемая светом фар, мимо нас проплывает табличка с названием населенного пункта (сфоткана уже на обратном пути). Несколько секунд молчания, а потом сын изрекает: «Именно так». И взрыв истеричного хохота. Не знаю, сколько мы ползли. По ощущениям — пол-ночи, а по факту — часа 2,5, наверное. Где-то в двенадцатом часу ночи мы таки въехали в Местию.
Резюмирую по дороге. Она вполне проезжабельна для любого легкового транспорта, если же у вас кроссовер — то вообще в легкую. Она невероятно красива — из того, что мы успели увидеть (будут еще фотки с обратного пути), я бы даже поставила ее по красоте вровень с тем же Чуйским трактом. Но! Постарайтесь здесь все-таки ехать при дневном свете.
В Местии не сразу смогли найти отель, созвонились, администратор вышла нам навстречу. Начался дождь, который милосердно терпел до нашего прибытия. И тут нас накрыл отходняк. Такого исступленного ржача у нас не было, наверное, ни разу. Пошатываясь, не разгибаясь от смеха, мы кое-как смогли под ливнем затащить в номер часть вещей. Идти куда-то в кафе было уже бессмысленным по времени да и сил не было. Поужинали дошираком. Всё, кровать. Это был зачетный день.
Продолжение — «Местиа. Ледник Чалаади»
Добавить комментарий