Водопад Терскол | Путешествия от Анютыча

Водопад Терскол

Начало — «Пятигорск, урочище Джилы-Су и Долина нарзанов»

Терскол. Поиски жилья. Цены 2021 года

5 день. Пятигорск-Терскол.

С утра занялись всякими будничными делами и покупками. Разобрались с Сашкиным интернетом, поменяли ему Теле2 на МТС. Поели пятигорского мороженого. Собрались, со всей теплотой распрощались с хозяевами. В несколько приемов я таки смогла развернуться в нашем дворике, и мы двинули дальше, ехать предстояло всего 200 км.

В Пятигорске шпарило солнце, а на трассе нас окружил уже привычный ливень. Вообще, как я сейчас понимаю, нас постоянно поливало на переездах из одной точки в другую, зато стоило прибыть — и все пучком.

Под дождем, то затихающим, то льющим стеной, продвигаемся вдоль реки Баксан. Дорога пересекает ее раз 5, наверное. Вокруг, из облаков и дождя, проступают гигантские склоны и вершины. Масштабы, хмурость, грозная красота. Сашка под впечатлением. Его вообще Кавказ в этом путешествии поразил и влюбил, и я этому несказанно рада. Вот прям угадали с направлением.

Прибываем в Терскол. И тут начинается эпопея под названием «найти жилье». Я ничего здесь заранее не бронировала, вспоминая наш опыт 4-х годичной давности. Тогда мы приехали, увидели понравившуюся гостиницу и поселились, легко и просто. Еще и за 50% от цены номера, т.к. народу летом мало. Не, я понимала, что нынче отдыхающих явно будет поболе, но что настолько — даже не предполагала. Ну, думала, если тогда мы 1600 платили, заложу 2000 в сутки, ладно уж. С запасом.

Приезжаем в «Сосновый бор», где мы тогда жили. Какие 1600, о чем вы… Самый простецкий номер стоит 4000 р/сутки. И при этом нет свободных мест. И ближайшую неделю не будет. Вот тут-то я начала подозревать, что возможно в своих расчетах я допустила ошибку. Ладно. Чешем репу, ищем дальше.

В ближайшие 2 часа мы исколесили весь Терскол и окрестности. Выяснили, что минимальная цена номера — 3000 р. Но на это я уже была согласна. Суть в том, что и жилье-то хотелось не абы какое. В горах мы желали жить в чем-то уютно-бревенчатом, и чтоб с удобствами, и кафе под боком, и лес вокруг, а в идеале чтоб еще и речка неподалеку шумела. И вот эти капризные, промокшие и голодные сибариты сидят в машине где-то в пампасах Терскола и шерстят интернет. Сашка находит варианты, я их пробиваю на наличие свободных мест. «О, есть. Отель «Легенда». Один свободный номер.» По коням.

Это оказалось самое классное жилье в этом путешествии. Все именно так, как мы и мечтали. Бревенчатый отель, уютный номер со всеми удобствами. 2700 р/сутки, включая завтраки. Окна выходят в сосновый лес, а выше — горные вершины, проглядывающие сквозь облака. Радушная администратор, которая приняла нас, как родных. Удобная парковка. Деревянные лестницы, мягкие пуфы, какие-то памятные мелочи и картинки, кафе внизу с бесподобно вкусной едой. Интерьер кафе прекрасен. «Прям как Отель «У погибшего альпиниста», — говорит довольнющий сын.

Все круто, но есть одно «но». Завтра нам надо будет съехать, т.к. заезжает большая группа. Администратор расстроена чуть ли не больше нас, обещает помочь в поиске жилья. Ну ладно, будем радоваться тому, что есть сейчас. Зато теперь у нас есть место в Терсколе, где мы отныне будем останавливаться.

Вид из окна пасмурным вечером…

… и солнечным утром

После ужина, оставив Сашку блаженно валяться с планшетом, отправляюсь в небольшую прогулку по окрестностям. Синие сумерки, тишина, вершины меж облаков, шумит Баксан, разлившийся после дождей. Хорошо и спокойно. Почему-то из всех мест, где мы обитали на Кавказе, нам больше всего по сердцу Терскол.
Домбай наряднее, Архыз колоритнее, а вот в Терсколе просто хорошо и все тут. Как я сказала Сашке: «Здесь хочется есть, дышать и ходить». Здесь будто ощущаешь жизнь во всей-всей ее полноте. Притом я это заметила еще в первый наш визит. Не знаю, с чем это связано, может, воздух какой или еще что. Сюда хочется вернуться даже без какого-то особого повода, просто как на подзарядку.

Здесь много туристов, альпинистов, спортсменов и просто активно гуляющего люда, проводятся детские спортивные сборы, а в лесу пестрят палатки. Здесь людская кипучесть — но правильная, хорошая кипучесть увлеченных этим миром людей.

В общем, в Терсколе очень здорово. Но, блин, здесь еще и дороже всего))

Поляна Чегет. Где жить, куда сходить и где поесть

6 день

Прогноз обещал дождь после обеда, так что нам надо было все успеть. Для начала — найти себе новое обиталище. Им стал отель «Эсен», на поляне Чегет, прямо около подъемника. Нормальный отель, номер тоже. Такой… стандартный. Привередничать уже не стали))) Зато окна выходят в лес, тишина, птички поют. Склон — буквально вплотную к окну, как сказал Сашка: «Если будет обвал — мы первые об этом узнаем»
Фото гостиницы из инета, сама забыла сфоткать.Немножко о бытовых моментах. Поляна Чегет — на мой взгляд, самая удобная для проживания локация в районе Терскола. Рынок, магазинчики, куча гостиниц и кафе, и дополна мест для парковки (бесплатной, в отличие от той же поляны Азау). Подъемник на Чегет под боком, несколько эко-троп проходят рядом, до остальных мест добраться на машине — буквально несколько минут.

Поляна Чегет: Рынок. Шкуры-шапки-носки и все-все-все из шерсти. По ценам: мохнатая шапка — вроде 800-1000 р, носки — 250, шкуры — забыла((( вроде тысячи 2,5. Потом, всякие чаи-травы-варенья. Чаи из трав офигенные, каждый раз с запасом беру. Чай — рублей 50-100 за пакет, варенья по 200 за баночку. Специи, орехи, сласти всякие. Магнитики по 30. Обычная одежа (в т.ч. теплая, актуально, когда с собой не взял, а наверху свежо), Сашке тут с утра взяли шапку. Игрушки, украшения, ножи, посуда… в общем, глаза разбегаются. Меня так вообще на такие рынки пускать нельзя. Но в этот раз здесь мы особо ничего не покупали, то гуляли где-то, то дождь, то лень. Зато потом в Домбае оторвались.Кафе. Мы питались в основном в «Аязе». Хорошее место, прекрасное обслуживание, умопомрачительные чебуреки (они огромнейшие! и мяса дополна, и сочные… ммм, хочу снова туда). «Аяз» — безалкогольное заведение (что стало для меня сюрпризом, когда я раскатала губу на еще одну порцию глинтвейна), так что тут тихо и народ с детьми. Если же хочется чего-нибудь горячительного и более разнообразного меню — то можно пойти в «Эдельвейс». Мы сюда ходили завтракать, комбо «английский завтрак» — вещь вообще. Вечерами тут людно и шумно, мы не ходили. По ценам: завтрак на двоих у нас выходил порядка 550 р, ужин — рублей 800-1000. Цены везде более-менее одинаковые.

Маршрут к водопаду Терскол

Прыгаем в машину, 3 минуты до Терскола, там оставляем машину около мечети. Напротив нее уходит грунтовка, ведущая на 2 маршрута — к водопаду Девичьи косы и к водопаду Терскол. В начале этой дороги стоит будка, где взымают плату и выписывают пропуска. 150 р/взрослый, Сашка бесплатно.

Вид с начала маршрута:По дороге топаем до развилки, где расходятся маршруты. Стоят указатели. До водопада Терскол 7,5 км и перепад 600 м. Уровень сложности — «несложный». В интернете читала, что это вообще один из самых легких маршрутов тут. Нуууу… тогда я слабак тот еще, я там в конце чуть ежика не родила. А до «Девичьих кос», оказывается, 13 км с перепадом, не помню точно, вроде 750 м. И ведь я туда в 2017 году сходила, вау.

Двигаем по тропе, вдоль реки Терскол. Заблудиться там нереально, тропа мега-натоптанная, к тому же промаркированная. Уклон все время вверх, но не сильно круто. Где-то на полпути — небольшое кафе. Хозяйка встречает нас на тропе и берет обещание, что мы обязательно зайдем, когда будем возвращаться. Обещание с удовольствием сдержали, хычины там чудо как хороши, подтверждаем.

Вид на кафе сверху, с подъема:Впереди меж облаков иногда проглядывает одна из макушек Эльбруса:Вокруг все цветет, а что не цветет — журчит. Настоящая долина звенящих ручьев. В нескольких местах пришлось попрыгать, выбирая путь посуше. Притом там вода даже под тобой, в иных местах есть отверстия, где видно подземные ручьи. Воду с собой можно смело не брать — ее на пути будет много, и она оооочень вкусная. Уклон постепенно становится все круче, горная стена приближается, а скорость моего передвижения уменьшается. Не понимаем, а где водопад-то. Когда, наконец, его видим, я мрачно заявляю, что все, баста, я не дойду. До него, оказывается, пилить еще и пилить, притом вот тут реально под крутым уклоном, еще и по курумникам. А потом ничего, посидела, посмотрела, да и потопала дальше. Глаза боятся, а ноги делают))) Заключительный отрезок с камнями и сыпухой преодолевался, конечно, тяжелее всего, иной раз на всех 4-х конечностях. Но вот и водопад. Он очень классный. На третьем фото справа видна фигура человека для масштаба. Стало ощутимо холодать, а тучи заволокли уже пол-неба. Посидели, пофоткались, да двинули назад.

Повстречали там отряд бравых военных, с рюкзаками, с горной снарягой, а некоторые еще и со снайперскими винтовками. В маршевом темпе поднимались к водопаду. Их же до этого видели навешивающими веревочную переправу. Вау, какие орлы, реально. Потом загуглила, оказывается, в Терсколе располагается военный «Центр горной подготовки и выживания». Крутые парни. Не фоткала, застеснялась)))

На обратном пути, абсолютно на ровном месте, я подворачиваю ногу. Больнооо, аж слезы из глаз. Голеностоп, чтоб его. Постепенно вроде расходилась, но шли все равно медленно, Сашка меня страховал и поддерживал. Заходим в кафе, после передвигаюсь уже совсем резво, вот что хычин животворящий делает. Вниз, мимо коров — и к машине. Ноженьки дрожат с непривычки.

У отеля покупаем малину и фруктов, и заваливаемся лениться. Потом хлынул обещанный дождь, дошлепали до кафе поужинать и стало вообще хорошо. Правда нога, зараза, болела (потом постепенно прошла, дня за 2, старалась сильно ее не нагружать).

Продолжение — «Эльбрус. Выше облаков»