Достопримечательности Чуйского тракта | Путешествия от Анютыча

Три грани Алтая. Часть 2. По Чуйскому тракту

Начало — «Часть 1. Чемал и окрестности»

Чуйский тракт. Перевалы Семинский и Чике-Таман. Слияние Чуи и Катуни

6 день
В этот день у нас был намечен переезд и начало 2-ой части нашего алтайского путешествия — Чуйский тракт и настоящий Алтай, не-туристический. Именно этой части я лично хотела больше всего. Погода решила поберечь нас от нещадной жары и припустила дождиком, тем самым дав нам возможность увидеть новое лицо Алтая — горы, одетые облаками, солнце в разрывах туч, клочья тумана над лесом… Сашка говорит: «Мам, я такое только в фильмах видел…»Проезжаем по Чемальскому тракту до Усть-Семы и уходим собственно на Чуйский тракт, который проходит вдоль реки Чуи и ведет прямо к границе с Монголией. Количество машин резко сокращается. Можно сказать, они почти исчезают.

Чуйский тракт… Я читала, что его называют самой красивой дорогой России. Но я не представляла, насколько реально это может быть красиво. Все, кому нравится дорога, люди, вы должны там побывать. Обязательно.

Проезжаем Семинский перевал. Он хоть и самый высокий на Чуйском тракте (1894 м над уровнем моря), но абсолютно незрелищный. Поле, стелла, рынок, вкуснейшие беляши)))Перевал Чике-Таман (1460 м) поинтереснее. Особенно подъем на него и спуск, там дорога тааакие вензеля выписывает… Наверху тоже рыночек, а также стоит юрта, где бабушка прямо при вас печет вкуснейшие алтайские лепешки и поит вас травяным чаем. Делаем остановку на плато, с которого открывается вид на слияние Чуи и Катуни, и вообще — на панораму вокруг. Дождь как раз кончился, облака стало растягивать… Воздух напоен такой свежестью и ароматами трав, что все внутри звенит от щенячьего восторга, а сынище носится, как угорелый)) Добавляем свои маленькие каменные туры к десяткам уже стоящих. И дальше в путь. Ощущение сказки…

Памятник Кольке Снегиреву

Вскоре видим площадку у дороги, на которой установлен своеобразный памятник — 2 машины. Что-то так пробрало… Да еще текст песни, про Форд, прочитала… Короче, еще аккуратнее стала там ездить, а то вдруг знак, мало ли))

Водопад Ширлак (Девичьи слезы)

Потом сделали еще одну остановку, у водопада Ширлак (Девичьи слезы). Народу — ни души. Мелкий, вспомнив мои подвиги на Камышлинском водопаде, ринулся купаться в этом. А добрая мама, мотивируя тем, что кадр не получился, загоняла его туда раза три))) Вечерело. Мы подбирались к конечной точке нашего маршрута — селу Акташ. И, вытянув шеи, вглядывались в просветы между облаками, — ну где же, где они, снежные вершины? Я читала, что как раз где-то в этих местах они должны уже быть видны. Но пока их было не видать. Прибыв в Акташ, мы столкнулись с тем, что там нигде свободных мест нет. Я заранее ничего там не бронировала, посчитала — а, фигня, разберемся как-нибудь… ну, вот и поплатилась за легкомыслие. Хотя, как дальше выяснилось, все оказалось к лучшему, и мы действительно со всем разобрались. Но все же, настоятельно рекомендую тем, кто соберется поехать в те края, — бронируйте места заранее, т.к. баз там немного (в отличие от чемальского направления, где без крыши над головой вы точно не останетесь, даже если приедете с бухты-барахты).

В уже сгущающихся сумерках мы дернули дальше Акташа. И там, на турбазе Мёны (тоже заполненной, кстати) нам таки выделили на пару ночей третий этаж прекрасного дома, и всего за 700 рублей в сутки за двоих (к примеру, б/о «Отдых» в Акташе имеет расценку 1600 рублей за трехместный домик).

Наш бревенчатый номер

Вид из окна

Наша база в Акташе

Немного о базе отдыха «Мёны». По сравнению с «Рафт-Премьером» — миниатюрная по размеру. Штук шесть домиков, и большой трехэтажный дом, бельэтаж которого мы нахально и заняли. Электричества нет, оно кончается в Акташе, зато есть собственный генератор, который включается во второй половине дня. Все удобства на улице, и самой простейшей системы. Готовить самим: либо на костре, либо плитку привозить, либо, как мы, на горелке. Воду набирать из ручья. Вода чистейшая, кстати, и очень вкусная. В общем, чисто по бытовому устройству — все по-спартански. Но, знаете, только пожив там, я поняла, почему в одном из отчетов автор писала, что, несмотря на все бытовые неудобства, эта база понравилась ей больше всех. Это люди, это атмосфера. Там хорошо, и баста. А с хозяевами-алтайцами мы вообще сдружились, особенно с Аржаном, который взял над нами эдакое шефство на те дни, пока мы были в тех краях. Алтайцы — до чего ж они все-таки другие. Открытые, теплые, простые. Настоящие.Наш дом и сердитый сын в окне. Не хотел фоткаться)))

Гейзерное озеро и ущелье Красные ворота

7 день
С утра потопали на гейзерное озеро, которое находится буквально в 300 м от базы. Пригодились, наконец, резиновые сапоги, т.к. часть пути проходит по болотцу. Озеро крохотное. Цвет, конечно, необыкновенный. Со дна происходят медленные выплески, которые поднимают ил причудливыми разводами.Потом занялась устройством нашей экскурсионной программы на ближайшие дни. У нас было 2 главных цели — ледник и перевал Кату-Ярык с водопадом Куркуре. Насчет ледника я договорилась через Аржана, что поднимаемся туда завтра. А вот с Кату-Ярыком мы встряли. Дело в том, что экскурсия туда довольно дорогая — 12-14 тысяч. Обычно эта сумма раскидывается на всех, кто набирается в машину. Но так получилось, что на тот момент, когда мы искали спутников, никто туда не собирался. Был, конечно, вариант ехать туда на своей машине. Изначально я так и планировала, но, поговорив с теми, кто там бывал, я отказалась от этой затеи. Ремонт машины после такого путешествия мне встал бы значительно дороже. Дорога туда — швах. Был бы полнопривод — не вопрос.
Поэтому мы пока решили сгонять до Акташа, поспрашивать там насчет компании на Кату-Ярык, доехать до скал Красные ворота, поесть в кафе и затариться продуктами в магазине. Что и было исполнено. До Красных ворот доехали, компании на перевал не нашли, покормила Сашку в кафешке «М-52», а в супермаркете Мария-Ра накупили всякой снеди и арбуз в том числе. Цены на продукты — в среднем чуть ниже, чем у нас. Сыр — вообще дешевый.

Ущелье Красные ворота Главный торговый центр АкташаИ вот, при возвращении из Акташа на базу, мы, наконец, увидели то, что тщетно выискивали прошлым вечером. Снежные вершины, вот же они! И, мало того, они прямо над нашим домиком, надо было только немного отойти и поглядеть вверх)))Восторгу ребенка не была предела. Имея свободную половину дня, мы прихватили арбуз и отправились дальше по Чуйскому тракту в поисках места для пикника с видом на горы. Нашли прекрасное местечко на берегу Чуи — аромат трав, стрекот кузнечиков… Где и предавались поеданию арбуза (сахарным оказался, ммм) и злостному разложению пару-тройку часов. Когда возвращались на базу, все такие счастливые и довольные, я пробиваю колесо на ремонтном участке дороги. Это, видимо, чтоб жизнь совсем уж медом не казалась))) Аржан мне ставит запаску, я вдумчиво наблюдаю, как это делается, впервые колесо пробиваю как-никак. Там дырища сантиметров 6 длиной и куча камней внутрь набилась, мужики в шиномонтажке аж поразились. Махом нашли мне колесо на замену, поменяли быстро, как на пит-стопе, честь им и хвала. За все про все отдала 1000 руб.

В завершении дня — не удержалась. Вечер, луг, туман, пасущиеся кони… Эх, а почему бы и нет, ведь умела когда-то… Попросила самого смирного коняжку, залетела в седло… И ведь помню же, дааа. Ух, как я галопом по лугу, аж сама не ожидала. Это такой кайф. А потом была термоядерная баня))) Я в такой жаркой бане, наверное, никогда еще не была — дольше пары минут не могла в парилке выдержать. Вывалились, чистые и распаренные — а над головой сверкающее звездами небо, какого никогда не увидишь в городе.

Ледник Малый Актру

8 день
Горы, мы идем к вам. Сегодня у нас восхождение на ледник Малый Актру. Встаем по будильнику и двигаем в Курай, который находится буквально в 100 км от монгольской границы. Виды по дороге просто обалденные.В Курае затариваемся в магазине перекусом и подъезжаем к другой базе, где нас уже ждет УАЗик и двое других участников экспедиции — пара из Кемерово. По ценам. Заброска (ну, и выброска, естественно) на Актру стоит 6000 руб. с машины. Т.е. нам она обошлась в 3 тысячи. Погрузились, поехали.Теперь ода УАЗу. Нет, я знала, что это мега-крутая машина. Знала. Теоретически. Но я не представляла, насколько. Это не машина, это реально танк. Заброску на ледник сложно назвать дорогой, это сплошное и дремучее бездорожье и форсирование нескольких рек. Нас швыряло в машине, как теннисные шарики, сплошной восторг и адреналин))) А водитель, коренной алтаец, невозмутимый и добродушный, говорил — «Дак это асфальт был, вот скоро немножко потрясёт». Попутно от него узнали много всего о местной жизни, о том, что у него 50 баранов, и это считается чуть ли не бедностью, о местных религиях и контрах с казахами, о грибах и диких зверях, которые тут водятся, о повышении цен на мясо и о том, как он служил на подводной лодке… «А вот в этом месте мы однажды перевернулись с туристами», «А здесь по весне вода переливается через капот», «А это жимолость, очень полезная ягода»… Пару раз останавливались размяться. Горы все ближе. На лугах пасутся кони. Приехали. Альплагерь Актру. Здесь несколько палаточных лагерей, альпинисты приезжают сюда всерьез и надолго. Дальше только пешком. Машина с водителем остаются нас ждать, а мы топаем наверх.Вон он, впереди, слева — ледник Малый Актру, наша сегодняшняя цель. Справа — ледник Большой Актру и где-то там Голубое озеро. Хотелось и туда, но дотуда идти часа 4, как нам сказали, поэтому пока ограничимся Малым.От альплагеря в горку идет неплохая тропинка, хоть и крутовато, но лезем бодро, настрой боевой. Вскоре тропа выводит к водопаду. Я не знаю, как он называется. Но это самый классный водопад, который я когда-либо видела. Фотки не передают его масштаба и мощи. И он живой такой, естественный, незахоженный. Вот прям настоящий водопад)) Перейти на ту сторону оказалось не так-то просто, но кое-как по камням перебрались.После водопада тропинка еще некоторое время видна, а потом совершенно теряется среди камней и сыпух. Казалось бы, вот он, ледник, недалеко совсем, добраться — раз плюнуть. Но не тут-то было. Дорожек там нет, все камни под ногами — «живые», то и дело все начинает вместе с тобой ехать, «Осторожно, камни!» — кричишь… А внизу — нормальный такой обрыв, если что — только ушки доедут . Мелкий лезет, молодец. Сначала тряслась за него, а потом притомилась трястись, аккуратно парень ползет, всеми четырьмя конечностями вгрызается. И вот он, край ледника. Из-под него, из ледяной пещеры, вырывается река, та самая, которую мы переходили еще внизу, около машины. Масштабы всего просто подавляют. Фотки не могут этого передать. Солнце шпарит. Здесь, на льду, очень сильный и холодный ветер, пригодилась ветровки, которые взяли с собой. Горячий чай из термоса, пицца из магазинчика в Курае… Ух ты, огромная трещина в леднике. Вода срывается вниз. Рассказываю Сашке, как это опасно — провалиться туда, не выберешься обратно… И тут видим других путешественников, которые машут нам и жестами показывают, что надо идти к ним. Ладно, идем. Оказалось, что мы стояли на карнизе этой самой ледяной трещины, сами того не видя, на очень опасном месте, вот они нам и просигналили. Спасибо им.Фотка покорителей. Мы сделали это.Дальше не полезли. Лёд, ветер и реально страшновато. Да и время поджимало. Обратный путь был непрост, в первую очередь — для Сашки. Устал, мелочь пузатая) Да и я тоже. Неторопливо поползли обратно по осыпям. Наконец, добрались до водопада, в котором за это время ощутимо прибавилось воды из-за активного таяния снега наверху. Перебраться стало еще сложнее. В процессе — уплыл кроссовок мелкого. Ладно, поймали. И все, тропинка, внииииз, к УАЗику. Кемеровчане уже вернулись с час назад, женщина так и не долезла до ледника, мужчина все-таки сползал в одиночку. Обгорееели… ужас))) Ладно Сашка, у него хоть козырек у кепки был, а я вернулась с совершенно пунцовым носом и ушами, которые у меня начали на следующий же день облазить. Шея, руки… короче, все сгорело и сошло потом лохмотьями кожи.

По дороге обратно сделали небольшой крюк и заехали в гости к очень интересному человеку, Колей его зовут. Стоит такой круглый домик в степи, в окружении гор, и там живет один парень, лет 30 с хвостиком. Приехал несколько лет из Подмосковья… и влюбился в эти места. Отстроил здесь домик, сам, конструкция — просто чудо инженерной мысли. И живет-поживает. Окна в домике — по кругу. Специально так сделал, говорит: стоишь внутри, смотришь, а в каждом окне — картина, сделаешь шаг — и уже другие картины… На стене гитара висит. Игручая собака Дашка носится вокруг, с Сашкой они дюже подружились. Ветер, трава, кузнечики и хищники парят. И тишина. Кемеровчане удивлялись, ну как же так, как можно, обречь себя на такое одиночество… А я его понимаю. Очень доброжелательный человек, рад гостям, напоил нас чаем. Хочет второй этаж надстраивать, а на первом — чайную устроить и картины местных художников продавать. Вернувшись вечером с ледника, мы… как бы это сказать… оказались бомжами. Наш третий этаж пришлось освободить, поскольку туда заезжали люди, которые заранее бронировали домик. Но Аржан помог нам через своих знакомых найти жильё. Едем снова в Акташ и получаем в свое распоряжение маленький домик, с белёными стенами и русской печью. А еще с газом, светом, умывальником, холодильником и прочими благами цивилизации. Почему-то особенно я радовалась разделочной доске, кто бы подумал, что я так по ней соскучусь))) Ужин, после топаю в баню и снова любуюсь звездами, сидя рядом с уютно горящими окнами нашего домика. Кожа горит после солнца, ноют конечности… но так хорошооо.

9 день
Никуда не ездили, просто тюленили дома. Я отмывала машину, ходила в магазин и готовила еду, как почтенная скво. Жутко болели ноги после вчерашнего, поэтому я и передвигалась, как почтенная скво. Ну и плюс ожидали, не объявятся ли желающие на Кату-Ярык. Желающие не объявлялись, и меня это ввергало в печаль, так как ну оооочень туда хотела. Вечером позвонил Аржан, узнал, что мы маемся фигней, и заявил, что завтра устроит нам экскурсию по близлежащим красотам. Ура.

Мажойский каскад

10 день
С утра Аржан погружает нас в машину («О, УАААЗ!!» — уважительно восклицает Сашка))), и мы двигаем в окрестности села Чибит. В нескольких км от него есть место, где реку Чую зажимает в узкой каменной теснине, так называемый Мажойский каскад. Очень опасный участок для сплавщиков, высшая категория сложности. Несколько могил на берегах об этом напоминает. А сверху — просто красиво. Малый Кату-Ярык, так еще называют это место, по словам Аржана.Дорога от Чибита туда недолгая, но щекочущая нервишки — прямо по краю обрыва. Особенно разворачиваться там душевно — часть машины аж над пропастью нависает.

Водопады Улары и Карасу

После доехали до малоизвестных, но красивых водопадов, тоже недалеко от Чибита, — Улары и Карасу. Карасу особенно понравился. Пробираясь по тропинкам, смотрим внимательно под ноги — Аржан предупредил, что встречаются змеи. Они тут двух видов — гадюка и… забыла название)) И оба вида ядовитые. Змей не встретили, хотя на Камышлинском водопаде (который первый у нас был), там видели одну, ага.

Водопад Улары Водопад Карасу В процессе покатушек в голове все как-то утряслось, и я решила — ну, значит, не судьба в этот раз побывать на Кату-Ярыке, ничего страшного. Зато будет повод приехать сюда вновь. Душевно распрощались с Аржаном, клятвенно заверив, что приедем снова))) И стали собираться. Хотелось уже дороги и новых мест. И впереди была третья часть нашего алтайского путешествия.

Продолжение — Три грани Алтая. Часть 3. Телецкое озеро.