На автомобиле в Казань | Путешествия от Анютыча

Казань и Булгар. Метеоры, минареты, ролики и кошки

Основные пожелания к маршруту в этом году были такие — хотелось на юг и хотелось нового. И вот, где-то в марте, паззл сложился — маршрут просто и четко нарисовался в голове, а затем и на карте. В нем присутствовали как новые места, будоражащие неизвестностью, так и те места, которые хотелось узнать получше после мимолетного знакомства.

Всего было пройдено 9438 км, с 1 по 30 июня 2019 года. Я — водитель, фин.директор, главный дорожный ворчун и иногда экскурсовод, сынище Сашка (13 лет) — штурман, кормилец, ди-джей, главный желудок (хотя он это и оспаривает))) и самый офигенный первый помощник, транспорт — наш нежнолюбимый Фомка (Форд Фокус, 2004 гв, пробег на начало путешествия — 243 830 км).

Из предварительных действий — несколько броней, дотошная и скрупулезная подготовка машины (3 диагностики, Карл, три! Парни из сервиса провожали меня со слезами радости на глазах), купить ОСАГО. Ну, путевая папка, канеш. Да и все. Чего-то я нынче вообще не сильно запаривалась за подготовку, неохота было. Думаю, это или прогрессирующая лень, или мудрость.

Вещи скиданы в багажник, кот перепоручен в надежные руки, новый диск музыки нарезан. Как обычно перед стартом — жуть как страшно. 6.00 утра — все, хорош бояться, поехали. Первый пункт — Казань.

Дорога Екатеринбург-Казань

1 день. Маршрут в Казань был такой: Екатеринбург-Уинское-Чернушка-Куеда-Чайковский-Ижевск-Казань. Всего 1000 км. Прошли за 14 часов.

Дорога… разная. Но, главное, она пустая. По крайней мере до Чайковского. Никаких фур, природа, птички, благодать. Для нас это в приоритете. Откровенно плохих участков не было, но периодические пакости в виде ям попадались. На одной из них нас крепко тряхнуло (сама виновата, на знаки «Неровности» надо больше внимания обращать). Вышла, осмотрела, вроде все ок, поехали дальше. Эта ямка скажется в дальнейшем.

Периодически льет дождь, в промежутках — робкое летнее солнце. Слушаем новый диск, недоумеваем, куда это мы намылились, хохочем, болтаем, Сашка читает (у нас, как обычно, целая коробка с книгами с собой), жуем орехи с сухофруктами (всегда готовлю мешок этой вкуснятины в дорогу).

Газпромнефть исчезла, отныне и практически до конца путешествия — Лукойл, цены растут, бензин в Казани в среднем на 2 рубля дороже, чем в Екатеринбурге.

В Чайковском пересекаем Каму — красиво, корабли большущие у берегов. Ижевск я планировала обойти, и даже навигатор был со мной согласен, но Сашка увидел указатель «Казань», указывающий прямо в город, звучно завопил, и пути обхода были утеряны. Поехали через Ижевск, меня чет торкнуло, твержу: «Сашка, прикинь, мы в Ижевске, да? В ИЖЕВСКЕ!» Просто я тут никогда не была, и что-то прям на меня накатило. Мелкий на тот момент весь свой боевой пыл утратил, погрузился в сонную апатию и отвечал: «Ну, в Ижевске, ну и что?» Бестолочь, такой момент не прочувствовал)))

Про навигатор, кстати. Это была война, все путешествие. То ли версия Навитела 2019 года отличается подобной замысловатостью, то ли мне поставили какой-то «made of hand», но такой логики прокладки маршрутов я у навитела еще не встречала. Обновляю обычно в «Партизане», тут пришла, они мне — «Вот, свежая версия, уже с Крымским мостом!» Я /обрадованно/: «О, йа-йа, кемска волость Крымский мост, ставьте!» Как выяснилось, кроме Крымского моста там практически ничего и не было. Ладно, кое-как, методом проб и ошибок, но с навигатором мы постепенно научились общаться. Главное, двигались в нужном направлении, уже хорошо.

Под Набережными Челнами выпадаем на М7 — она прекрасна. 4-полоска (по 2 в каждом направлении), идеальное покрытие. Правда, еще строится — периодами сужение до 2-полоски. Но все равно, летели и пищали.

Перед Казанью нас встретила мега-туча, дождище хлынул такой, что никакие дворники не справлялись, а машины вставали у обочины. Но мы аккуратненько проехали, и дальше были солнце и Казань.

Про дорожное движение в Казани. Там много камер. Нет, не так. Там ВСЕ УВЕШАНО КАМЕРАМИ. Стояли на каком-то перекрестке, на красном, Сашка насчитал 12 камер, направленных на этот перекресток. И так везде.

Еще там запрещены самодеятельные парковки — только платные, муниципальные, по 50р/час. Поэтому улицы полупустые, проезд везде свободный. Заезжаем в самый центр, к Кремлю — а там пустые дороги, обалдеть.

Жилье в Казани

У нас было забронировано жилье на ул.Карла Маркса, во дворе казахского консульства и офиса турецких авиалиний. Обычно бронирую все на букинге, без предоплаты, но в данном случае изменила букингу с airbnb. Именно для Казани там реально больше предложений, не знаю, почему так. Забронировали и полностью оплатили гостевые апартаменты OLD TOWN 2 , вышло 1300р/сутки. Рекомендую, отличное место. Чисто, тихо, все удобства, центр, Кремль под боком, бесплатная парковка во дворе (в Казани это реально важный фактор).

На фото — вид двора и с нашей улицы:

Бросили вещи, и отправились гулять. Точнее, поесть, голодные были, ужас. Вечер, Казань, все такое в сиреневых тонах, новое, трепетно-красивое. Самая известная пешеходная улица Казани — Баумана. Неспешно прогуливающиеся люди, музыканты, огни витрин и вкус беспечного летнего вечера, когда дальше — целый месяц отпуска. Уличные циркачи — просто огонь, во всех смыслах. Энергетика от них прет такая, что просто обо всем забываешь.

Где поесть в Казани

Конечно, мы были наслышаны про «Добрую» столовую, с ее фантастическими ценами. Там, собственно, я и думала питаться. Но мы в нее заглянули — там прямо столовая-столовая, и народу тьма, и запах такой… вот прямо столовой… и, в общем, как-то не пошло нам, не того душа (и желудки) просили.

В первый вечер мы решили, что хочется праздника, поэтому посидели в кафе «Сказка» на Баумана. Очень вкусно, классные интерьеры, пиратские и сказочные, но не очень бюджетно. Какие там бифштексы, ммм…А в дальнейшем мы питались в «Столовой № 1» на той же Баумана. Обалденное место, вот прямо вообще. Работает круглосуточно, ассортимент — супер, все оооочень вкусно, цены приемлемые, обстановка как в кафе. Иногда мне кажется, что Сашка больше всего запомнил из Казани именно «Столовую №1». Очень рекомендую.

Ночной Кремль

А потом, сытые и довольные, мы отправились гулять. Назад по Баумана — снова поглазеть, открыв рот, на циркачей — дальше на Кремлевскую — и к ночному Кремлю. Как же там красиво…
Мы бродили часа 2, бездумно, не зная особо, что там и где, просто разглядывая мечеть Кул-Шариф под разными ракурсами, и паутину на фонарях, и кованые решетки, и трогая древнюю кладку стен, и шурша ногами по булыжной площади, и залезая везде, куда можно было залезть. А еще, по наблюдениям первого дня — в Казани очень красивые люди, и стар, и млад. Колоритные, яркие. Не помню, где я читала про казанских татар, что они на самом деле — светловолосые и голубоглазые, так вот, здесь действительно много людей с такой внешностью.

Нагулялись, пришли домой… и сломали рулонную штору в номере. Руки не из того места растут, что поделаешь. Один начинает ломать, другой доламывает, ржали в результате до колик, «мы — эффективная команда» (кто смотрел «Обливион» — тот поймет))). На следующий день повинилась перед администратором, все уладили.

Ну, и спать, это был только первый день, с ума сойти)

2 день. Как прекрасно жить по московскому времени: засыпаешь, когда с ног уже валишься — а на часах еще и полночи нет, спишь до упора, встаешь — а на часах еще только 7 утра, столько времени появляется, красота.

Позавтракали в нашей любимой отныне «Столовой №1» и отправились дальше по Баумана.

Колокольня Богоявленского собора

Первый пункт нашей сегодняшней программы — колокольня Богоявленского собора, на которую, конечно, мы хотели залезть. Это оказалось несложным — платишь пожертвование в 100 р (за взрослого) и 50 р (за ребенка) — и лезешь по крутой лестнице. В середине подъема стоит кофе-автомат, что несколько удивило в религиозном сооружении. Поскольку мы были с утра, народу было еще не очень много. Когда спускались — там уже непрерывным потоком шли на подъем.

Наверху обзор затянут сеткой, но есть отверстия под объективы))) Красивые виды. В колокола, конечно, так и хочется брякнуть (что Сашка и исполнил), а я благополучно треснулась об один из них головой, ходила потом с шишкой.

Экскурсия на красном 2-х этажном автобусе

Потом отправились за экскурсией к знаменитым красным 2-этажным автобусам. Найти их просто — Баумана как раз упирается в площадь Габдуллы Тукая, где у них и находится место начала экскурсии. По ценам — 900 р/взрослый и 700 р/ребенок (что-то я маленько поежилась от таких цен за 1,5 часовую экскурсию).

Автобусы стартуют по мере наполнения, нам пришлось ждать часа 1,5. То есть пришли, заняли места на открытом 2 этаже (положили на выбранные места наушники), и потом бродили по окрестностям, фоткая все вокруг и поглощая вредную пищу в Бургер-кинге.

В назначенное время были на месте, автобус наполнился, все разместили в ушах наушники (там в спинке впередистоящего кресла пульт, где можно выбрать канал с подходящим языком, Сашка в какой-то момент незаметно включил мне татарский и наслаждался, увидев мою вытянувшуюся физиономию) и мы тронулись.

Что могу сказать про саму экскурсию. Она обширна и познавательна, охватывает значительную часть города, дает представление вообще, что в нем есть и какой он есть. Как ни странно, но нас больше всего впечатлил даже не исторический центр или Старо-Татарская слобода, а жилые районы за рекой. Там берег реки, песок, зелень, все в открытом доступе, народ играет в волейбол, кто-то загорает, кто-то гуляет с детьми, мусора нет вообще! Бухающих товарищей и всяких шашлычников нет вообще! И это в жаркий выходной день! Ну почему у нас не так? Повсюду спортшколы и стадионы (нам эта тема очень близка). В центре — театры и очень много образовательных учреждений. Много зелени, цветов, фонтанов. Какой-то город будущего, ей-богу. Или, что тоже возможно, гостям на экскурсии показывают лишь нарядную обертку города. На даже если и так… Казань вообще стала местом, где я 2 раза испытала давно забытое и очень острое чувство зависти. Реально, чуть не до слез.

Дороги, развязки — блин, ну это же просто супер. Автобус не попадал в пробки ни разу, текст в наушниках идеально соответствовал тем объектам, мимо которых мы проезжали.

Из минусов экскурсии (даже не минусов, а просто определенных моментов). Очень много текста и имен, почти ничего не запоминается, детям помладше слушать это уже через 5 минут будет скучно. На «точках» автобус практически не останавливается, хотя говорится, что «вы можете выйти и зайти на любой остановке». Это тогда на ходу выпрыгивать-запрыгивать нужно. В текст экскурсовода вплетена изрядная доля рекламы, в частности — новостроек, прям открытым текстом))) В общем — хорошая экскурсия, дает неплохое представление о городе, но цена, на мой взгляд, все равно несколько завышена. После экскурсии прошвырнулись по сувенирным магазинчикам, коих тут во множестве, накупили подарков. Пообедали, заскочили домой, а потом отправились на троллейбусе на Речной вокзал, чтобы узнать насчет билетов в Булгар (или Болгар, здесь говорят и пишут и так, и так).

Я изначально планировала во всех местах нашего пребывания передвигаться преимущественно не на машине, а на общественном транспорте. Во-первых, чтобы отдохнуть от зарульного пребывания. Во-вторых, чтобы посмотреть город изнутри, так сказать. И, в-третьих, потому что я откровенно туплю в незнакомых городах и могу нахватать штрафов. Проезд в Казани стоит 27 рублей, если что, транспорт ходит часто. Названия остановок объявляются на 3-х языках (русский, английский, татарский). По-татарски слово «остановка» так чудесно звучит, что-то типа «тохталыши», теперь это слово прочно вошло в наш лексикон.

В какой-то момент при возвращении немного запутались с маршрутом троллейбуса, спросили у пассажиров, дак там пол-салона включилось в обсуждение, как нам ехать и где мы живем, и что мы посмотрели, и где нам еще надо побывать. Очень доброжелательные и улыбчивые жители.

Еще из фоток по дороге. Конь в пальто. Наконец-то я его увидела)))А еще увидели на Баумана открытый для всех желающих павильон, в котором велась прямая трансляция какого-то крупного шахматного турнира. Экраны, камеры, комментаторы, подходи-садись, наблюдай и слушай. Класс. Сашка там подзавис немного. При подготовке путешествия я почитала о речных экскурсиях из Казани. Свияжск, если честно, не привлек совершенно, а вот Булгар — да. Но, тем не менее, он значился в наших планах под отметкой «вариативно». То есть, может поедем, а может и нет, зависело от многих факторов. Я даже информацию по нему почти не накопала (о чем пожалела на следующий день).

На завтра обещали дожди. Плюс хозяин наших апартаментов высказал сомнение, что навигация открыта, т.к. очень низкий уровень воды в Волге. Плюс я читала, что билетов вот так, с панталыку, в Булгар не купить, надо бронировать заранее. Иными словами мы поехали на Речной вокзал, скорее, для очистки совести, потому что я была почти уверена, что поплыть нам будет не судьба. Но как бы не так — уже через 5 минут мы без проблем и даже как-то неожиданно стали обладателями билетов на метеор до Булгара и обратно, с отправлением в 8 утра. Обошлось это в 1472 рубля (за двоих, туда-обратно).

Кремлевская набережная

Ближе к вечеру Сашка угнал на пробежку на набережную, я неспешно притопала чуть позже.  Кремлевская набережная — это самый крутой и интересный объект в Казани, по-моему. Хотя объектом это назвать сложно. Это целый город в городе. Это прекрасные велодорожки, протянувшиеся от Кремлевской дамбы до моста Миллениум. Это прокат велосипедов, самокатов, роликов, каких-то пассажирских педальных средств, не знаю, как они называются. Это площадки для детей, и какие — с огромными музыкальными инструментами, с морским боем, со всякими развивашками и лазалками… Это живая музыка и небольшие танцплощадки, где пары исполняют фокстрот и вальс с разной степенью умения, но с равной степенью увлеченности. Это спортивные площадки со всякими тренажерами и снарядами. Это библиотека, да-да, там есть и своя библиотека! Это галерея из светящихся гирлянд, загорающаяся, когда начинает темнеть. Это полное отсутствие лотков-шашлыков-пива-батутов и наличие стильных кафе по сторонам. Про лавочки и урны я молчу, это само собой. На набережной я не увидела не только ни одного пьющего или пьяного человека, но даже ни одного курящего. И ни одного полицейского.

В общем, Кремлевская набережная стала для меня культурным шоком. И просто добила, особенно после дневной экскурсии. И это ведь не в какой-то другой стране-планете, это у нас же, в России. Ну как, почему так не везде, почему у нас не так… Риторический вопрос) Ладно, отойдем от пустых вздохов и вернемся к действу. Сашке мы взяли в прокате ролики, мне — самокат, и мы погнали кататься. Как там классно катается… Если будете на Кремлевской набережной — обязательно берите что-нибудь из великов-роликов-самокатов, прямо обязательно! Доехали до моста Миллениум и обратно, полюбовались на закат над Казанкой, сточили по горячей кукурузине… А при возвращении увидели во всей красе роскошный фасад Дворца земледельцев.

На метеоре в Булгар

3 день. К 8 утра уже были на речном вокзале. Оделись тепло, т.к. погода не внушала оптимизма. Хмуро, серо, волны плещут, мелкий зевает (хотя вчера больше всех махал руками за Булгар). Погрузились в метеор «Вячеслав Каргин» и тронулись. Время в пути до Булгара — часа 2,5. Внутри просторно, свободных мест дополна. Сашка погрузился в спячку, а я, естественно, полезла с фотиком наружу. Притом, не разобравшись, я высунулась где-то в техническом отсеке, рядом с трубой, из которой валил дым, а грохот просто оглушал. Из капитанской рубки на меня некоторое время с любопытством смотрели, ладно хоть у виска не крутили))) Потом уже обнаружила цивильный выход. Скорость у метеора отменная, сотню в час точно делает. Вокруг — ширь Волги, свинцовые волны, крутые берега, ржавые баржи. Здравствуй, великая Река, я очень давно хотела с тобой вот так увидеться. Прибыли в Булгар, где на пристани уже встречал автобус, который за 30 р. с носа довозит до визит-центра. В автобусе энергичная тетенька пыталась набрать группу для проведения организованной экскурсии, вроде за 700 р. с человека. Мы отказались (как, впрочем, и большинство), предпочтя свободный полет. Водитель по общим просьбам отвез нас дальше, до Белой мечети, пообещав забрать через час.

Белая мечеть… Именно она стала первой причиной, по которой я захотела сюда приехать. Когда я увидела ее фото в сети, то уже не могла отказаться от мысли увидеть ее вживую. Белоснежное строение, подобие Тадж-Махала, возвышающееся над степью.Вход в мечеть свободный (и никаких пожертвований, заметьте)), нужно только снять обувь и надеть бахилы. Наша одежда не противоречила правилам, лишь я накинула капюшон. Для людей, одетых в шорты, футболки и т.д., на входе выдавали длинные зеленые плащи с капюшонами, я прям пожалела, что явилась не в шортах, когда их увидела, очень уж хотелось примерить)

Поднялись на 2 этаж. Торжественно, пусто. В углу кабинка, а которой мужчина в микрофон читает Коран. Какие-то экраны с непонятными цифрами, кажется, это время намаза. Постояли, послушали, пошли назад. Территория Болгарского историко-архитектурного заповедника обширна. Объектов много и они разнесены друг от друга, иногда на пару-тройку км. Прикладываю схему из сети с условными обозначениями, подробнее можно посмотреть на официальном сайте. На все про все у нас было часов 5, т.к. обратный метеор отходил в 15.45. Я планировала, что мы будем там передвигаться на гольф-карах, но, видимо, из-за того, что был понедельник и половина инфраструктуры не работала, с гольф-карами тоже не удалось договориться. Поэтому — на своих двоих. Вот только из Белой мечети автобус привез, дальше пешком.

По билетам там система такая. Просто гулять и снаружи на все смотреть — бесплатно, а за вход в музеи, которых там немало, уже надо платить (мы не ходили, если что).

Для гольф-каров ко всем объектам проложены асфальтовые дорожки. Так интересно — степь, тишина, никого, и узкая асфальтовая лента. Что-то в духе Стругацких)Пришла пора признаваться в собственном невежестве. Дело в том, что я плохо знаю историю. Если целенаправленно почитаю про какой-то объект или исторический период — тады да, а вот базовых общих сведений у меня крайне мало.

Про Булгар я знала лишь то, что было когда-то давно маленькое, но гордое государство Волжская Булгария, потом пришла Золотая Орда и Волжской Булгарии стало печально. А потом пришел еще кто-то и печально стало Золотой Орде. В общем, все умерли (с)

Вот примерно с таким историческим багажом мы прибыли в музей-заповедник. Я, признаться, рассчитывала, что будут какие-то стенды, информационные табло и т.п. Но ожидания не оправдались. Таблички были, но чисто с археологическими сведениями. Поэтому к большинству объектов мы подходили, обходили (залазили, если возможно), говорили многозначительное «хмммм» и шли дальше))) Поэтому, если туда поедете, очень рекомендую распечатать информацию по тем объектам, которые хотите посетить. И схему тоже.

Но, надо сказать, нам не сильно помешала моя историческая безграмотность. Т.к. мне важнее атмосфера, запахи, тишина, ветер, чем имена и даты. В Булгаре я кайфовала. Видимо, были у меня в предках те самые татаро-монголы, ибо в степях я просто растворяюсь. Носилась там сайгаком, волосы от ветра колтуном, нос обгорел на солнце… Рохан, татаро-монголы, коня мне, коня, какая жара? пошли еще вон туда сгоняем, и вон туда еще хочу, и чуешь, как пахнет? а ветер какой, да? ну клево же, клево? Это я в Булгаре))) Сашка же таял под солнцем, аки мороженое, и мечтал попасть в тень. Но мужественно ходил по всем объектам, ехидничал надо мной и мерно поскрипывал. Не поднимайтесь на Большой минарет, это просто замануха! Стоит этот Большой минарет, высокий и красивый. Вход платный, 100 р/чел. Ок, не жалко, сверху такие виды должны быть… Платим, поднимаемся, пыхтя, по крутой витой лестнице… и оказываемся в глухом помещении с маленькими круглыми отверстиями по периметру, перекрытыми пластиком и сеткой. Радуйтесь видам, гости дорогие. В общем, заплатили 200 р за то, чтоб подняться и спуститься метров на 60. Наученные горьким опытом, на Малый минарет уже не полезли. Наконец я угомонилась, Сашка выдохнул с облегчением, мы пообедали и отправились на берег Волги, над которой начинали сгущаться тучи. Сашка потусил у воды, я полазила с фотиком, потом сыграли (эх, не до конца) партию в огромные шахматы — а там уже пора было собираться снова в автобус и двигать на пристань.

Резюме по Булгару. Офигенное место. Здесь степь и древность, ветер и остановившееся время. Но это очень личное восприятие, смотрите сами, будет ли вам здесь интересно. P.S. Надевайте удобную одежду и обувь, берите с собой воду. Видели пару тетенек на каблуках — право, грустное зрелище.

Котокафе в Казани

Под вечер благополучно прибыли домой, выяснили, что хорошая погода ездила с нами в Булгар, а тут было холодно и дождливо. Если бы не поехали — так бы и просидели, наверное, весь день в номере. Ай да мы, молодцы, что поехали.

Поели, развалились в номере, ноги гудят, я робко спрашиваю Сашку — а может не пойдем? Еще как пойдем, отставить разговорчики, — командует сын, я вздыхаю и мы топаем в сумерках в какие-то казанские пампасы. В темноте бродим по каким-то улицам, спорим на перекрестках и вот, наконец, видим нашу цель…Котокафе, да. Мы ни разу там не были, хотя и в Екатеринбурге они тоже есть. Но дома-то свой кот имеется, зачем нам котокафе, а вот в Казани — другое дело.

Я свой заряд позитива получила в булгарских степях, настало время Сашки. Как он был счастлив… Он просто млеет и тащится от этих мохнатых. Я попивала чаек и сама неудержимо улыбалась, глядя на них с Сашкой) Уже совсем затемно вернулись домой, счастливые и умиротворенные))) Заводим будильники и моментально отрубаемся. Завтра начало второй части нашего путешествия — Астраханской.

Продолжение — Часть 2. Астрахань и Сарай-Бату. По следам Великого Шелкового пути