Отдых на Нугушском водохранилище | Путешествия от Анютыча

Нугушское водохранилище, или Записки анти-пляжника

На дворе стоял август, город плавился от жары, работать категорически не хотелось. Поэтому подумалось — а почему бы не использовать резервные отпускные дни и не рвануть в будни куда-нибудь к водоему — отоспаться, накупаться, и прожить несколько знойных дней ленивым кабачком. Иногда возникает и такое желание, да-да. Почему Нугуш? А не знаю. Рассматривала Волгу, Муромцовские озера, Пермский край, даже до Новосиба взглядом стреляла… Но решила — не, надо чего-нибудь поближе, в пределах 1000 км. А тут — Башкирия, вокруг озера всякие интересности есть, базы опять же на любой вкус и кошелек… Ну, в общем, создалась у меня аналогия с Телецким озером, которое я нежно люблю, поэтому — всё, решено, едем.

С работы меня отпустили с трудом, сказав — «Да ты, мать, ваще обнаглела, все лето гулять, когда люди тут годами без отпуска пашут…» В общем, давили на слезу и патриотизм, но меня не проняло. Тем не менее желаемые дни мне урезали, утром нам надо было выезжать, а не готово было ни-че-го. Взмыленная, после работы, я закидала шмотки в багажник. Карты, маршрут? Да нафиг. До Стерлитамака дорогу уже чуть не наизусть знаю, а там положимся на навигатор.
Стартуем часов в 7 и — йихууу — проторенной тропой, через Нижние Серги и Сажино (где, кстати, я впервые не заблудилась, я крута, да) — уходим на Месягутово.
Уже въехав в Башкирию начинаю замечать нехорошие тенденции в машине. Когда давишь газ, обороты взлетают, а машина не едет — скажите, чему приходит конец?

Праавильно, сцеплению. Как ни странно, нового комплекта сцепления на Форд Фокус в башкирской деревне под названием Малаяз не оказалось, более того — его не оказалось и в ближайших городах — Сатке и Челябинске. Меня спасли мои коллеги. Это уникальные люди. Иногда мне кажется, что я могу позвонить им посреди ночи и попросить спрятать труп — и они, зевнув, ответят — куда ехать и есть ли лопата или брать свою? Я их люблю.
Хитрейшая схема — и новое сцепление едет к нам из Екатеринбурга. А мы пока оставляем машину в Малаязе, а сами заселяемся в гостиницу в расположенном недалеко поселке Комсомол.

Во всем есть свои плюсы, надо лишь их увидеть. Когда нам еще выдастся возможность потусить на источнике Кургазак, мимо которого мы десятки раз пролетали без остановки? Я хотела побыть кабачком? Вот, пожалуйста. Гостиница, кровать, кафе. Река Юрюзань. Деньги… пока еще есть. Расслабляемся.
В комплексе Кургазак можно совершенно бесплатно набрать вкуснющей родниковой воды, что мы, конечно, и сделали. Еще там есть купель для купания, на удивление безлюдная даже в самое пекло. Потрогав воду, мы поняли, отчего так. Холоднаяяя… Можно еще поплескаться под водопадами. Но Сашка у меня что-то не жаждал экстрима, поэтому отправились на реку Юрюзань. Там классный мост, деревенский пейзаж, плавают гуси, рыбы — немерено, а сама река мелкая и теплая. Купались, ели плов и всяко радовались жизни.

Вечером традиционно отправилась на фотовылазку. Люблю в одиночестве побродить в сумерках, да по новым местам, с фотиком наперевес. Месяц над рекой, зажигаются огни, безлюдье, умиротворенность.

Кургазак вечерний:

Следующий день я дрыхла, читала и ела. В общем, вела совершенно растительный образ жизни. Вырубило просто. Скопившийся недосып, нервы… Сашка, умничка, меня не трогал, дав возможность отоспаться, и запоем поглощал собственную библиотеку.
Под вечер — долгожданный звонок — машина готова. Ликование. Принимаем работу. Всё гут, и теперь мы можем ехать дальше. Правда, почти без денег)))

Под вечер решили не дергаться, переночевали в том же Кургазаке, а утром — вперёд. На позитиве совершенно незаметно проскочили участок М5 до Уфы и ушли на юг, на Стерлитамак. Там отличная дорога, 4-х полоска, после Стерлитамака, правда, лафа заканчивается и начинается 2-х полоска, но трафик не сильно большой, гнать можно хорошо… только вот гаишников много)) Поэтому почти не нарушала. Мелеуз — и уходим собственно на Нугуш. На подъезде увидели вот такой оптимистичный дорожный знак (к слову, он там не раз встречается).

Нугушское водохранилище открывается перед глазами сразу на въезде в Нугуш. Издав восхищенное «Уууух!», мы, как добропорядочные граждане, сворачиваем по указателю к визит-центру национального парка «Башкирия», где полагается приобрести пропуска. Насколько можно судить по безлюдности этого самого визит-центра — львиная часть отдыхающих не заморачивается этими формальностями и просто проезжает мимо. Заплатив аж 20 рублей за право неделю шляться по близлежайшему району, мы устремляемся по левому берегу, в царство цивильного отдыха.

Первоначальный план у нас был такой: доехать до базы отдыха «Робинзон» (глянулась она мне по инету), заселиться там в бунгало и парить ласты до выходных. Но двухдневная задержка в пути + незапланированные траты привели к тому, что мы приехали как раз накануне выходных, когда все «бунгалы» уже были забронированы, да и отощавший кошелек диктовал свои условия. Поэтому — ехали вдоль берега, заглядывали чуть ли не на каждую базу и узнавали, шо у них есть подешевле. Базы там сплошняком, одна на другой. Элитные, ведомственные, середнячковые и дешманские… Всякие, в общем. В основном за 1000-1500 в сутки вам могут предложить только убогий вагончик, на который даже снаружи смотреть страшно :eerm: Посему, недолго думая, решили встать с палаткой.
Выбрали максимально уютную базу — ею, после долгих поисков, оказалась б/о «Монтажник», заплатили аж 350 рублей (250 — палатко/место + 100 р парковка) и вольготно расположились в гордом одиночестве, ибо других палаточников, кроме нас, на тот момент там не было.
База хорошая, смело могу порекомендовать. Зелень — дубы и клёны, каменная лестница на пляж, неплохое кафе, уютная территория. Как мне рассказал один из работников — действует негласный фейс-контроль — гоп-кампании разворачивают еще на входе, говоря, что мест нет. Пристань, пляж и теплоходик, который 3 раза в день курсирует через озеро. Я привереда насчет мест, но тут мне понравилось.

Про пляж. Песок и мелкие камни. Но — ооочень крутой набор глубины, буквально в 2-х метрах уже скрываешься с макушкой. Сначала удивилась, выйдя на берег, почему буйки так близко, потом, искупавшись, поняла. Для детей вообще оборудован крохотный сетчатый «загончик», чуть ли не в метре от кромки воды. Народу — ну, на мой взгляд, многовато, но терпимо. Вода — отличная, не теплая и не ледяная, то, что надо. Очень много бананов, надувных диванчиков, лодок, гидроциклов и прочих водных развлекух. Такое чувство, что даже на море их было меньше))) Бананы рассекают Нугушское водохранилище реально ежеминутно.

Вечер. Загораются фонари вдоль дорожек. Уходят мангальные караулы, укладываются спать вопящие дети. Ветер шелестит листвой и роняет желуди на крыши домиков. Люди рассасываются есть, пить и спать, становится совсем хорошо. На берегу виднеются парочки, прячущиеся в обнимку от досужих глаз, луна зловеще проглядывает меж рваных облаков. Сияет берег и, нарушая идиллию, с соседней базы, из караоке доносятся ни разу не музыкальные вопли «О боже, какой мущщщинааа, я хочу от нево сынааа!!!». Не вполне трезвые граждане, покачиваясь, бредут купаться. Только вечером, кстати, заценила заборчик вокруг палаточной стоянки, днем, признаться, как-то неодобрительно к нему отнеслась. Зато в темноте на палатку не свалится ничьё пьяное тело, из тех что там бродят.
Разрезан арбуз, привезенный из дома, мелкий гоняет по базе с пацанами, и так приятно поваляться в палатке, да под уютным спальником, читая чертовски интересную книжку…

На следующий день к 12.00 притопали на пристань — и поплыли на теплоходе в так называемое ущелье. 500 р взрослый, 250 — детский билеты. 2,5 часа прогулка. Нуу, ничо так, но скучновато как-то. Не рассказывают совершенно ничего, довозят до слияния рек, там 15 минут купание — и неспешно обратно. Виды красивые, но мне скорости не хватало, лучше б на катере прокатилась, хотя это, конечно, дороже вышло бы. Сашка еще на Телецком продемонстрировал свое полнейшее равнодушие к водным прогулкам, вот и тут просидел всю дорогу за книжкой, вылез, искупался — и снова засел. Но прогулка, тем не менее, ему понравилась)))

Вернувшись на базу, мы обнаружили, что возле нашей палатки вырос целый городок. Вот она и пришла — пятница… Народ попёр массово, и еще днем мест на базе просто не осталось. Вокруг нашего скромного жилища под дубами теперь толклись люди, разливали спиртное, нарезали салаты, надували матрасы и издавали звуки разной степени интенсивности. Практически не сговариваясь, мы с мелким стали собираться. Не домой еще, нет. На другой берег. Вроде тут и недорого, и есть, где поесть, и искупаться, и палатка уже стоит, и что бы не отдыхать и дальше? Но это на уровне острого физического дискомфорта. К людям я отношусь в целом неплохо, но только когда они начинаются в нескольких десятках метров, и чем они дальше — тем лучше)) К счастью, Сашка у меня такой же.
И отдельно об алкоголе. Не, я далеко не сторонница ЗОЖ, я люблю иногда выпить, и, признаться, сама вечерами отхлебывала коньяка из фляжки. Но то, как народ пьет на отдыхе — сурово, планомерно и неизбежно, — это вызывает какое-то отторжение. Особенности национального отдыха, вот уж действительно. Такое чувство, что в общем-то за этим только и едут.

Заезжаем снова в Нугуш, там затариваемся свежайшим хлебом и всякими вкусностями и уходим по правому берегу. Дорога там — та еще зубодробилка, но проезжабельно, только небыстро. Если левый берег — это царство баз и респектабельных туристо, то правый — это натуральное становище кочевников. Берег этот гол и неуютен, а на открытых местах, опаленных солнцем, можно почти задарма встать с палаткой. В результате к выходным эта местность напоминает бивуак татаро-монгольского войска, разве что вместо коней у каждой палатки — автомобили. На все это становище — несколько киосков и пара-тройка деревянных домиков системы сортир, от одного взгляда на которые начинают слезиться глаза. Бухают, думаю, там так, что левый берег показался бы рядом с ними институтом благородных девиц.
На фото вид с воды, это еще начало пятницы, поэтому не людно. Видели бы вы, что там творится в субботу… Здесь же видна гора Бейек-Тау, куда мы имели удовольствие вечером вскарабкаться, и кромка леса, въезд в который перегорожен шлагбаумом, и именно туда мы и отправились, минуя все береговые кемпинги.

Шлагбаум, будка, въезд в «рекреационную зону национального парка «Башкирия». Въезд платный, и весьма недешев — 1000 рублей в сутки. Но я ни разу не пожалела.
Дорога за шлагбаумом идет по лесу на пару-тройку километров, и на протяжении пути там оборудованы стоянки. На каждой — навес, места для палаток и машины, выход к берегу, дрова, мусорные баки, туалеты. А лес там — просто сказочный. Без подлеска и травы, пронизанный солнечным светом, листья кружатся на ветру… и почти безлюдно (по сравнению с остальным побережьем), стоянки расположены на «пионерском» расстоянии друг от друга. Выбирай любую незанятую.

И вот, облюбовав стоянку под номером 23, поставив машину и палатку, заточив хлеб с сыром (не заморачиваясь ножами и тарелками, ужассс))), выйдя на пляж и оглядев озеро, меня, наконец, отпустило. Разжалась какая-то пружина, которая не отпускалась все дни накануне. Вот, наконец-то отдых, в чистом виде, которого так хотелось. Мысль о том, чтоб завтра отсюда уехать, была однозначно отринута. Расслабляемся до воскресенья и баста. А пока — лезем на Бейек-Тау любоваться закатом.

По абсолютно безлюдному и затихшему лесу мы карабкались, обливаясь потом, наверх. Тропа маркированная, не заблудишься. Стращала мелкого кабанчиками, которые, по слухам, здесь водятся. Это придавало дополнительную интригу и заставляло невольно обращать внимание на взрытую землю и прислушиваться к каждому шороху))) Встретилась пещера в земле — мы не полезли, черт знает, насколько там глубоко и безопасно ли.

Смотровая площадка. Нугушское водохранилище — как на ладони. Небо хмурится, поэтому заката как такового не увидели.

Зато были вознаграждены зрелищем таинственных розовых столбов, появившихся на темнеющем небе в стороне, противоположной от заката. Потом там начались молнии. Сидели, релаксировали на вершине чуть не до темноты, наблюдали за приближением грозового фронта.

Экстремальный спуск вниз — и вот мы уже на нашей стоянке. Разжигаем костер, доедаем арбуз — и идем на берег, где всполохи молний чуть не ежесекундно разрывают темноту. Без дождя и грома. Так мы впервые увидели зарницу. :smile: Всполохи продолжались почти всю ночь, да и на следующую тоже. Часа два пыталась поймать хоть одну молнию, чтоб сфоткать, но это оказалось архи-сложно, они все время возникали в неожиданных местах, блин, как специально :diablo: Потратила почти весь оставшийся заряд аккумулятора, а более-менее получился лишь один кадр))

А это облако мошкары в луче фонарика)))

Кстати, насчет насекомых. Комаров на водохранилище нет. Совсем. Ну, по крайней мере, нам ни одна особь не встретилась. Мошка — не кусачая, безобидная. Зато куча ос. Всё сладкое облеплялось махом. Их было настолько много, что буквально сходу к ним привыкаешь, и хотя я так-то отчаянно боюсь жалящих насекомых, тут мы уже просто небрежно от них отмахивались, бурча «Уйди. животное».

Посиделки у костра. Вечный, древний ритуал — следить за язычками пламени)

А потом, ближе к полночи, на соседней стоянке врубили музон. Нет, конечно, музыка фоном все равно где-то присутствовала, слышались поздравления с днем рождения и тому подобное. Но постепенно народ утихомиривался и сбавлял громкость. А вот соседи, видимо, только дошли до кондиции. Я нанесла визит с вежливой просьбой сделать потише. На меня глянули мутными очами, немного убавили звук… но лишь затем, чтоб через 5 минут сделать его еще громче. Плеск волн, шелест леса, потрескивание костра, тишина… где все это? Для чего люди едут на природу, ну скажите? Ну ведь отдохнуть, правда? От шума, от городской суеты. Пообщаться с друзьями, с любимыми. Что за дебилизм — врубать там музыку, вот объясните мне? :dash: Ладно, сами идиоты, но о других бы хоть немного подумали. Хотя такие не думают, о чём это я. В кои-то веки мне, мирному человеку, захотелось стать здоровым дядькой, подойти к ним и с хрустом приложить носом об колено. Или лбом об дерево, с размаху. Это второго. Вот прямо чтоб в кровь, вдребезги. А потом ножом раскромсать каждый динамик в машине. Страшный я человек… в мыслях.
Уснули мы только в третьем часу. Кажется, к соседям таки пришли товарищи с другой стоянки и сделали примерно то, о чем мне мечталось. Во всяком случае, весь следующий день их было не видно-не слышно.

А мы весь день тюленили, купались, валялись с книжками на травке и ничегошеньки не делали. А, разве что сходили поискать телефон и ключи мелкого, выпавшие у него из карманов во время вечернего спуска с Бейек-Тау. Нашли, что удивительно.
Берег там пологий, но не песчаный, а глинисто-каменистый, поэтому вода коричневая, ровной такой полосой вдоль берега. Нас это нимало не смущало, более того — мы устраивали настоящие баталии, в упоении обкидываясь в воде жидкой глиной, жаль, фотик сдох, я была просто красавицей :crazy: :lol:

Аккумулятор от фотика, как выяснилось, от машины не заряжается, это стало эдаким нежданчиком. Поэтому не смогла запечатлеть отдельные моменты этого абсолютно бездельного, лёгкого и солнечного дня, как и красивущий закат вечером.

В воскресенье утром собрались — и погнали домой. 800 км, 10 часов. В Малаязе помахали рукой сервису, в Кургазаке — нашей гостинице.
Вот и всё. Спасибо за внимание, всем удачных поездок и новых впечатлений :preved: Не сидите дома, попы будут толстые :rools: :gy: